В Калининграде задержаны двое активистов по делу о флаге

UPD. 28 апреля суд арестовал активистов на два месяца, теперь все трое — Дмитрий Фонарев, Олег Саввин и Михаил Фельдман — в СИЗО до конца июня. У двоих — Фельдмана и Саввина — государственные адвокаты, у Дмитрия Фонарева, кажется, вообще никого. Обвинение теперь официально предъявлено: 213.2 УК РФ, «хулиганство», до семи лет. Фельдман объявил сухую голодовку.

 

UPD. 28 апреля суд арестовал активистов на два месяца, теперь все трое — Дмитрий Фонарев, Олег Саввин и Михаил Фельдман — в СИЗО до конца июня. У двоих — Фельдмана и Саввина — государственные адвокаты, у Дмитрия Фонарева, кажется, вообще никого. Обвинение теперь официально предъявлено: 213.2 УК РФ, «хулиганство», до семи лет. Фельдман объявил сухую голодовку.

 

Вчера я ждал ответов от местного активиста Михаила Фельдмана. Сегодня я узнал, что в субботу вечером Фельдман был арестован, как и другой активист — Олег Саввин. Сегодня должен состояться суд по мере пресечения. Третий активист, якобы «повесивший флаг», Дмитрий Фонарев — в СИЗО с 21 апреля.

Адвоката, насколько я понимаю, все еще нет. Будет счастье, если кто-то попадет на суд по мере пресечения, или если вдруг активистов соберется навестить местная ОНК (в прошлый раз, когда активисты сидели в спецприемнике, общественные наблюдатели «не дошли», если верить активистам).
Источник: Иван Кондратенко, FB

 

Я не успел окончательно согласовать этот текст – активист Михаил Фельдман, с которым я общался в последние дни, был арестован в субботу вечером. Я ждал ответа на свое письмо – и узнал, что Фельдман арестован. «Ко мне пришли из полиции. Не открываю пока», – последнее, что он написал Вконтакте. Арестован и другой активист – Олег Саввин, с которым в последние дни не было связи.

Вчера, 28 апреля суд Центрального района Калининграда постановил арестовать обоих на два месяца – до конца июня, Фельдман объявил сухую голодовку в ответ.Еще один активист из Калининграда – Дмитрий Фонарев – в СИЗО с 21 апреля. Всем троим теперь официально предъявлено обвинение по статье 213.2 УК РФ – хулиганство, «совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо связанное с сопротивлением представителю власти», за которое грозит до семи лет лишения свободы. «На здании ФСБ разместили флаг ФРГ как символ необходимости выхода Калининградской области из состава РФ и присоединения к Европейскому Союзу, чем грубо нарушили общественный порядок», – следует из постановления о возбуждении уголовного дела.

Рано утром 11 марта неизвестные повесили флаг Федеративной Республики Германии на здание Калининградского управления ФСБ. В тот же день в городе задержали троих активистов: Михаила Фельдмана, Олега Саввина и Дмитрия Фонарева, приехавшего в Калининград из Москвы «погостить у друзей». Активистов обвинили в том, что они «ругались матом» и посадили под административный арест. У задержанных, а также у Василия Адрианова, провели обыски в квартирах. 21 апреля Дмитрия Фонарева арестовали снова – вероятнее всего, обвинив в уголовном преступлении – хулиганстве по предварительному сговору. Сейчас Дмитрий Фонарев в Калининградском СИЗО, других активистов вызывали на допросы и опознания.

По словам Михаила Фельдмана, он просто проходил мимо здания ФСБ, увидел, что неизвестные повесили флаг Федеративной Республики Германия, и решил сфотографировать. Почти сразу же его задержали люди в штатском, которых он опознал как сотрудников калининградского Центра «Э». Олега Саввина и Дмитрия Фонарева задержали в тот же день возле калининградского вокзала. Все они, согласно протоколу, «ругались матом». Михаилу Фельдману дали десять суток ареста, двум другим – по пятнадцать. В тот же день у задержанных провели обыски в квартирах, изъяли компьютеры, телефоны, у Фельдмана – еще и фотоаппарат. Василий Адрианов вспоминает, что в его квартире обыск проводили сотрудники ФСБ. Саввин говорит, что обыск проводили согласно постановлению ФСБ, в постановлении было написано про часть 2 статьи 282 УК РФ, хотя уголовного дела не возбуждали. По словам Адрианова, утром 11 марта его увезли на допрос в ФСБ и допрашивали в течение шести часов.

Остальные трое задержанных оказались в спецприемнике, отбывая административный арест. Михаил Фельдман вспоминает, что в спецприемник пришли следователь и дознаватель. По словам Фельдмана, дознаватель заявила ему, что в его рюкзаке, изъятом после ареста, был обнаружен белый порошок – «гексоген». Фельдман говорит, что дознаватель требовала от него «сотрудничать со следствием», обещая, что в противном случае ему «продлят арест». В ответ Фельдман объявил «сухую голодовку», которую, по его словам, он держал четыре дня, пока не убедился, что его выпустят ровно в срок. Фельдман вспоминает, что администрация спецприемника вызвала психиатров, чтобы устроить ему «принудительно кормление», но психиатры нашли Фельдмана вполне психически здоровым.

К Олегу Саввину и Дмитрию Фонареву также приходил следователь. Следователь заявил активистам, что следствие собирается возбудить против них уголовное дело по статье хулиганство – совершенное по «предварительному сговору» и, вероятнее всего, «по мотивам ненависти», за которое грозит до семи лет лишения свободы. Активисты вспоминают, что документально угрозы следователя подкреплены не были, не было и постановления о возбуждении уголовного дела.

Когда срок административного ареста подходил к концу, Олега Саввина и Дмитрия Фонарева повезли судить снова, не выпуская из спецприемника. Саввина вновь осудили за то, что он «ругался матом» – теперь, согласно протоколу, на одном из калининградских митингов, несколько недель назад. Фонареву дали еще десять суток ареста якобы за то, что он курил в камере марихуану. «На самом деле, марихуану курили соседи Фонарева по камере, – говорит Фельдман. – Но Фонарева все равно повезли на экспертизу, вероятно, подделали ее, и якобы нашли у него в крови следы марихуаны».

Росли опасения, что активистов собираются совсем «закрыть», члены калининградской Общественной наблюдательной комиссии собирались навестить их в спецприемнике, но, видимо, так и не дошли, и в начале апреля оба арестованных вышли из спецприемника. Правда, технику, изъятую при обыске, власти отдавать не торопились. 

История получила продолжение 21 апреля, когда арестовали Дмитрия Фонарева. Его поместили в калининградское СИЗО на улице Ушакова.Подробности ареста неизвестны. Фонарев отказался от защитника, назначенного государством, и выразил желание привлечь Виктора Матвеева в качестве адвоката, однако пока Матвеев отказывается комментировать обстоятельства дела Фонарева. По словам Михаила Фельдмана, адвокат заявил, что встретится со своим подзащитным только «по вызову следствия».

Олега Саввина также вызывали на допрос, однако связаться с Саввиным не представилось возможным.

Михаила Фельдмана вызвали повесткой. По его словам, на повестке значилось, что он проходит по делу в качестве свидетеля. «Опознание происходило в здании УМВД по Калининградской области, в Следственном управлении. На скамье сидели я и еще два человека, похожих на меня. В кабинете был следователь, сотрудник Центра «Э», которого я узнал, и еще один не представившийся человек в одежде цвета хаки». «Человек цвета хаки» заявил, что именно Фельдман повесил немецкий флаг на здание ФСБ. «Меня отпустили, но сказали, что вызовут еще», – вспоминает Фельдман.

Василий Адрианов, в квартире которого проходил обыск якобы по 282 статье, говорит, что узнал о возбуждении уголовного дела по 222 статье УК РФ, за хранение оружие. По словам Адрианова, при обыске у него нашли несколько холостых патронов, подаренных ему двадцать лет назад покойным учителем ОБЖ, бывшим военным. То, что патроны были холостые, не вызывало у Адрианова сомнений. И Фельдман, и Адрианов говорили о возможном уголовном преследовании со странным спокойствием. На мой вопрос, не собирается ли Фельдман на время уехать из страны, пока ему не предъявлено обвинение и он может сделать это на вполне легальных основаниях, он ответил отрицательно и сказал, что хочет предать это дело максимальной огласке.

Впрочем, очень сомнительно, что следствию удастся доказать, что активисты совершили «крупное» хулиганство –  тогда надо доказывать не только то, что они якобы повесили флаг, но и то, что они совершили свое «хулиганство» с применением оружия или «по мотивам ненависти» (например, к социальной группе «сотрудники ФСБ»). 

«Кто бы ни повесил этот флаг Федеративной Республики Германии, мне кажется, получился отличный троллинг – акция, которая выявила всю суть двойных стандартов в политике российского государства», – говорит Фельдман.

Автор: Иван Кондратенко