Пермский Мемориал: «Нас ставят в невыносимые условия»

Роберт Латыпов: "Как-то поутихли страсти вокруг "иностранных агентов", якобы найденных пермской краевой прокуратурой. Решения мировых судей по административным делам против Пермской гражданской палаты, Центра "ГРАНИ" и Пермского регионального правозащитного центра, состоявших в конце июля, были не в пользу любителей шпиономании…"

Роберт Латыпов: "Как-то поутихли страсти вокруг "иностранных агентов", якобы найденных пермской краевой прокуратурой. Решения мировых судей по административным делам против Пермской гражданской палаты, Центра "ГРАНИ" и Пермского регионального правозащитного центра, состоявших в конце июля, были не в пользу любителей шпиономании…"

На этом фоне как-то "потерялся" пермский Молодёжный "Мемориал" – четвёртая общественная организация, также получившая представление прокуратуры о якобы имевших место нарушениях закона о некоммерческих организациях, в его новой редакции. В отношении нас административного производства в установленные законом три месяца так и не было заявлено. Уж не знаю почему.

Может быть, на фоне других трёх организаций обвинения в наш адрес были более чем абсурдными (это мнение многих наших коллег, знакомых со всеми четырьмя текстами). Может быть, сказались неудачные для прокуратуры результаты мировых судов. А может быть, нас решили оставить "на закуску": мол, посмотрим, как пройдут процессы с ПГП, "Гранями" и ПРПЦ, а там и "Мемориалом" займёмся. Долго ли ещё одно представление написать?

А между тем мы ведь подали свой иск на незаконность представления прокуратуры. Если гора не идёт к Магомету, то… Короче, судебная тяжба с нами у прокурорских работников всё же будет. Собственно, она и началась 6 августа. Предварительное заседание по нашему делу в Ленинском районном суде было коротким, всего 15 минут.

Молодёжный "Мемориал" представлял в суде Сергей Трутнев, юрист правозащитного центра. Со стороны краевой прокуратуры была сотрудница, на которую мне, признаться, было жалко смотреть. Оказывается, она вообще мало, что представляла к моменту заседания о деле – просто как карася пустили в мутный пруд с нашими бумагами и выплывай, как знаешь.

Судье она так и не смогла объяснить, в чём собственно к нам претензии и их основания. Единственное, сотрудник прокуратуры указала на то, что в нашем Уставе среди многочисленных видов деятельности указаны консультации по социальным, трудовым и политическим правам молодёжи. Консультации последнего рода, по мнению прокурора, как раз и свидетельствуют о политизированности нашей деятельности.

Судья Иванова формально отвергла её прошение отложить дело до разрешения других, но уже административных дел по ПГП и ПРПЦ (после аппеляции прокуратурой решений мирового суда эти дела тоже пришли в Ленинский районный суд). Отвергла, потому что не было процессуальных причин отложить дело. Но это было сделано именно формально, поскольку наше следующее заседание, на котором прокуратура должна представить суду материалы своей проверки по нам, судья перенесла аж на 14 октября, через два месяца. И это снова будет предварительное, а не основное заседание.

Я вначале, признаться, был в небольшом шоке. Но потом понял, что судья, скорее всего, не хочет брать это сложное дело на себя. Она решила подождать практики по подобным судебным процессам. К тому же первое заседание по ПРПЦ в Ленинском суде состоится уже 4 сентября. Далее, и Пермской гражданской палате придется вновь защищать себя. То есть все решения по четырём пермским организациям, вероятно, будут в октябре-ноябре.

Как оценить всю эту ситуацию? С одной стороны, для нас, мемориальцев это хорошо – оттяжка времени означает возможность подготовиться к совсем уж плохим условиям: выполнить все действующие на сегодняшний момент проекты, не подвести наших уважаемых партнёров и клиентов, открыть новое юридическое лицо, которое в случае закрытия организации продолжит работу. Собственно, никто из нас уходить из этой сферы и не собирается.

Но с другой стороны, это состояние неопределённости и вредит нам. И с точки зрения общего внешнего фона, и с точки зрения сотрудничества с теми же партнёрами. Уже ведь начали некоторые пермские чиновники шептаться по своим углам, что, дескать, "от Латыпова держитесь подальше". И не потому что враг, не потому что не выполняет своих обязательств, а просто потому что опасно для них самих. Потенциально. Нам сложнее будет работать рядом с этой крысиной вознёй.

Это состояние неопределённости вредит и другим ведущим общественным организациям края. За разглагольствованиями чиновников о поддержке гражданского общества, улучшении инвестиционного климата вокруг НКО, снижении административных барьеров видны химеры, обман и расширяющееся бюрократическое болото, в которые втягиваются все, кто приходит к власти – часто вынужденно, ибо нет альтернативы – со своими просьбами, проектными заявками, да и просто призывами о помощи. Неопределённость судьбы четырёх известных НКО края лишь усиливает весь этот накапливающийся негатив.

Мне кажется, что надо выиграть не только эти суды (здесь не о чем даже спорить – речь ведь идёт о защите чести и деловой репутации, зарабатываемой годами). Надо идти дальше. Мы, общественники, как-то незаметно пришли к ситуации, когда наше желание сотрудничать государством и постоянный поиск компромиссов, начинает восприниматься им как игра в поддавки. Нас ставят в невыносимые условия. Мы не должны этого допустить. Хотя бы потому, что это будет оскорблением всему тому, что мы делали до сих пор. Уверен, что верные решения найдутся.

Остаётся только призвать к диалогу всех неравнодушных.

Об авторе: Роберт Латыпов, председатель Пермского краевого отделения общества "Мемориал", заместитель председателя Молодёжного "Мемориала"

Источник: hro.org