Общественная палата предложила новое ужесточение правил для НКО

Общественная палата (ОП) предлагает запретить применение упрощенной системы налогообложения для НКО, участвующих в политической деятельности, заявил секретарь ОП Александр Бречалов. Сейчас все НКО могут работать как по обычной системе налогообложения, так и по упрощенной. Правозащитники назвали предложение Бречалова дискриминационным для НКО.

Общественная палата (ОП) предлагает запретить применение упрощенной системы налогообложения для НКО, участвующих в политической деятельности, заявил секретарь ОП Александр Бречалов. Сейчас все НКО могут работать как по обычной системе налогообложения, так и по упрощенной. Правозащитники назвали предложение Бречалова дискриминационным для НКО.

Общественная палата предлагает создать всероссийский реестр НКО на основе отчетности некоммерческих организаций и предусмотреть обязательные различия между социально ориентированными НКО и НКО, занимающимися политической деятельностью.

Некоммерческие организации, занимающиеся политической деятельностью, ОП предлагает права использовать упрощенную систему налогообложения (УСН), оставив это право только за «социально ориентированными» НКО. Такое предложение Бречалов озвучил на пленарном заседании ОП в пятницу.

Для социально ориентированных НКО Бречалов, напротив, предложил ввести новые привилегии. В частности, речь идет об освобождении этой категории некоммерческих организаций от уплаты налога на имущество, земельного и транспортного налогов. Также предлагается ввести льготу на аренду помещений таких НКО. Разницу в отношении Общественной палаты к НКО разной направленности деятельности Бречалов объяснил тем, что «грантов на всех не хватает». Соответствующие поправки нужно внести в Налоговый кодекс РФ, добавил он.

Бречалов привел данные опроса ВЦИОМ, согласно которому подавляющее число россиян – почти 84% – последние несколько лет не принимали участие в общественных организациях, 40% граждан считают, что работа НКО никак не влияет на жизнь большинства, а 34% считают, что НКО не нужны вообще.

Тема НКО стала одной из главных на пленарном заседании палаты, большинство выступавших на заседании членов палаты в своих выступлениях затронули ее. Елена Тополева-Солдунова, которая также является членом президентского Совета по правам человека, в своей речи отметила, что предложения палаты – повод для дискуссии и возможность изменить отношение к НКО для привлечения поддержки их со стороны бизнеса.

По действующему налоговому законодательству автономная некоммерческая организация вправе применять упрощенную систему налогообложения. Переход организации на упрощенную систему налогообложения осуществляется организациями добровольно в порядке, предусмотренном главой 26.2 НК РФ.

Собеседник РБК в Общественной палате сообщил, что изначально предложения палаты по законодательству об НКО были еще жестче, в процессе работы они были смягчены. Кроме того, по словам источника, тема НКО является титульной для Общественной палаты, поскольку в будущем Госдума, опираясь на ее предложения, сможет внести поправки в закон со ссылкой на «гражданское общество».

Предложение Общественной палаты лишить часть НКО возможности применять упрощенную систему налогообложения вызвало критику правозащитников. Сопредседатель движения «Голос» Григорий Мельконьянц в разговоре с РБК назвал это предложение очередной дискриминацией в среде некоммерческих организаций. «Все НКО должны быть равны перед законом. Видимо, по мнению Александра Бречалова, защита прав человека, включая его права избирателей, не является ценной деятельностью», – сказал Мельконьянц. Он пояснил, что сейчас у НКО система налогообложения такая же, как и у коммерческих организаций: «Никаких специальных режимов налогообложения для НКО нет. Они могут работать как по обычной системе налогообложения, так и по упрощенной».

Глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева также подвергла критике эту инициативу Общественной палаты. Алексеева считает, что Бречалов подменяет понятия – НКО в политической деятельности не участвуют, это не партии, которые борются за власть. «Близкие мне правозащитные НКО принципиально не участвуют в политической деятельности, и этим мы отличаемся от политических партий. Мы участвуем только в правозащитной деятельности», – цитирует правозащитницу Интерфакс. «Кто-то пытается очень широко толковать понятие «политическая деятельность». Например, мы защищаем право на митинги и демонстрации, право на объединения и создание партий. Это права человека. И на обвинении в участии в политической деятельности в России сейчас строятся преследования общественных организаций», – отметила Алексеева. 

Источник: РБК