Минюст России признал организацию Гавхар Джураевой „иностранным агентом“

Министерство юстиции Российской Федерации признало организацию «Миграция и закон», председателем которой является таджикская правозащитница Гавхар Джураева, организацией, выполняющий функции иностранного агента.

Министерство юстиции Российской Федерации признало организацию «Миграция и закон», председателем которой является таджикская правозащитница Гавхар Джураева, организацией, выполняющий функции иностранного агента.

Как сообщается на официальном сайте Минюста, региональная общественная организация Интеграционный центр «Миграция и Закон» включена в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

«Факт соответствия организации признакам некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, установлен в ходе проведения Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Москве плановой документарной проверки», – отмечается в сообщении Минюста.

Центр «Миграция и закон» является правопреемником фонда «Таджикистан», который был создан в 1996 для помощи беженцам и вынужденным переселенцам из Таджикистана, Узбекистана и Киргизии.

Организация оказывает помощь трудовым мигрантам из стран СНГ и детям мигрантов из Молдавии. Центр круглосуточно оказывает информационную и правовую поддержку и предоставляет комплексную – правовую, юридическую, адвокатскую, социальную – помощь. В 2002 году с поддержкой Института «Открытое общество» организация открыла постоянную горячую линию. Интеграционный центр «Миграция и закон» был зарегистрирован в 2012 году.

Как сообщила Гавхар Джураева изданию «Национальный акцент», решение Минюста должно быть подтверждено судом. «Оспаривать серьезно никаких решений мы не собираемся: нас вызовут в суд, и там мы приведем свои доводы, что согласно решению Конституционного суда, деятельность организации, подобной нашей, вписывается в ту категорию организаций, которая оказывают социальную помощь. Они в принципе не должны признаваться иностранными агентами. Но, к сожалению, один из представителей Минюста не дал нам возможность согласно их же правилам обсудить и внести правки в протокол",- сказала она.

"Мы выступали за изменение ситуации — не политической, а миграционной. В собственно политику мы не вмешиваемся, кроме поддержки принципов укрепления государственности, и мы не являемся оппозицией тому или иному государству, с чьими мигрантами работаем", — объяснила Джураева.

Гавхар Джураева выразила надежду, что центр в итоге не будет признан иностранным агентом, и организация продолжит свою востребованную государственными структурами работу. По ее словам, из более чем 130 организаций, признанных Минюстом, около 30 смогли доказать, что они не являются иноагентами.

«Тем более Конституционный суд говорит, что если организация занимается определенными социальными темами, добровольчеством, волонтерством, гуманитарной помощью, — а мы всем этим занимаемся, — то нельзя признавать ее иноагентом», — отметила Джураева. По ее словам, центр в 2013 году уже проверялся прокуратурой и не был признан иностранным агентом.

Она добавила, что у центра нет средств на выплату штрафа, который последует в случае признания его иноагентом, так как организация работала только на целевые гранты.

«Мы экономили на аренде, на сайте, не имели ни газеты, ни журнала, ничего никогда не издавали. Это была круглосуточная работа горячей линии по комплексной поддержке мигрантов разных национальностей, включая мигрантов из Молдавии, Белоруссии и Украины», — подчеркнула Джураева.

При этом Гавхар Джураева отмечает, что организации, защищающие интересы государства и государственности, помогающие наиболее уязвленной категории граждан, должны подвергаться тщательной проверке, но не носить ярлыки. «Может быть, было бы мягче назвать их «иностранные грантополучатели». Потому что мне нести ярлык иноагента будет очень тяжело», – отмечает Джураева.

Какой бы не был исход дела, Гавхар Джураева, по ее словам, собирается покинуть организацию. Однако, она желает, что бы организация сохранилась под другим руководством, продолжая работать рядом с мечетью как работала, помогая тем, кто нуждается в безвозмездной помощи вне зависимости от национальности и вероисповедания. «К сожалению, безвозмездно работающих организаций очень мало, максимум — одна-две в Москве, а все остальные — это коммерческий интерес», — заявила она.

Гавхар Джураева добавила, что центр пытался получить президентский грант на территории России, но не смог. «Поэтому если организация и дальше будет вынуждена получать иностранные гранты, она будет следовать рекомендациям Минюста, потому что закон есть закон», — заключила она.  

Ранее в реестр были внесены другие московские организации, занимающиеся проблемами, связанными с миграционными процессами: в 2015 году «иностранным агентом» были признаны фонд поддержки социальных проектов «Миграция XXI век» и Комитет «Гражданское содействие».

В июне 2016 года Совет ООН по правам человека призвал Россию внести поправки в закон «об иностранных агентах», заявив, что Россия должна следовать рекомендациям правозащитных механизмов ООН и действовать в соответствии со своими международными правозащитными обязательствами. На сегодняшний день в реестре «иностранных агентов» 132 записи. Из 132 некоммерческих организаций, внесенных в реестр, из перечня были исключены 30.

Источник: news.tj