Минюст предлагает лишить «иностранных агентов» права выдвигать кандидатов в члены ОНК

Замминистра юстиции Дмитрий Аристов от лица Министерства юстиции РФ предложил запретить «иностранным агентам» выдвигать своих кандидатов в члены общественных наблюдательных комиссий. Об этом Аристов заявил на специальном заседании Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, на котором обсуждались предложения по внесению изменений в законодательство об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания.

Замминистра юстиции Дмитрий Аристов от лица Министерства юстиции РФ предложил запретить «иностранным агентам» выдвигать своих кандидатов в члены общественных наблюдательных комиссий. Об этом Аристов заявил на специальном заседании Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, на котором обсуждались предложения по внесению изменений в законодательство об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания.

«Предлагается расширить перечень оснований, по которым общественные объединения не могут быть допущены к выдвижению кандидатур в состав общественных наблюдательных комиссий (ОНК), дополнив его общественными объединениями, включенными в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции «иностранного агента», – пояснилДмитрий Аристов. При этом замминистра подчеркнул, что НКО, получающие иностранное финансирование и «осуществляющие благотворительную деятельность в помощь гражданам» могут представить своих кандидатов: речь идет только об организациях, занимающихся политической деятельностью на иностранные деньги.

Представитель Минюста озвучил также предложение предоставить членам ОНК право участвовать в обеспечении деятельности институтов условно-досрочного освобождения и в процессе подготовки решений об изменении условий отбывания наказаний или исправительного учреждения. «В подготовленном законопроекте предлагается наделить общественные наблюдательные комиссии правом по подготовке заключения о целесообразности условно-досрочного освобождения осужденных, замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания, изменения вида исправительного учреждения», – рассказал Аристов. Минюст также предлагает законодательно регламентировать использование членами ОНК кино-, фото- и видеосъемки подозреваемых, обвиняемых, осужденных и «объектов, обеспечивающих безопасность и охрану мест принудительного содержания».

«Организация, выдвинувшая члена ОНК и член ОНК – это совершенно разные субъекты», – прокомментировал инициативу Минюста по «иностранным агентам» член СПЧ Андрей Бабушкин. Он отметил, что каждый третий член ОНК выдвинут не от своей организации, а от партнерской, что связано с ограниченным количеством выдвигаемых от каждой организации кандидатов. Он подчеркнул, что организация, выдвинувшая кандидата в члены ОНК, не имеет никакого влияния на своего выдвиженца. В то же время Бабушкин назвал поправки, представленные Минюстом, «очень интересными» и отметил, что по некоторым позициям они даже более удачны, чем  подготовленные президентским советом.

Лидер Общероссийского общественного движения «За права человека» Лев Пономарев отметил, что вокруг поправки Минюста, касающейся «иностранных агентов», будет больше разговоров, чем, собственно, вреда от нее. Он предложил министерству исключить этот пункт из закона.

«Если вы оставите этот пункт, то общественная дискуссия вокруг него будет колоссальной. Потому что к этому вопросу было привлечено очень много внимания на протяжении последнего года», — заявил Пономарев.

На заседании Андрей Бабушкин представил поправки к закону об общественном контроле, подготовленные СПЧ. Эти поправки включают в себя расширение круга лиц и учреждений, в отношении которых осуществляется общественный контроль, появление так называемых «доверенных специалистов», которые могут помочь членам ОНК более эффективно осуществлять контроль. «Доверенные специалисты это не самостоятельные субъекты общественного контроля», – уточнил Бабушкин. Это люди, которые будут нужны разово, например врачи. Он также добавил, что эти люди не будут обладать полномочиями члена ОНК.

Бабушкин рассказал, что поправки СПЧ предполагают появление нового вида документа – общественного предупреждения, которое будет выноситься в случае грубых нарушений прав человека в местах принудительного содержания. Также поправки дают право членам комиссий влиять на содержание кодекса этики ОНК, увеличивают срок, отведенный Общественной палате РФ на формирование ОНК, и обязывают совещательный орган выносить кандидатуры на общественное обсуждение. Кроме того, поправки обеспечивают участие в обсуждении кандидатур Уполномоченного по правам человека и представителя от СПЧ, дают право ОНК обсуждать вопрос о лишении полномочий члена комиссии в случае, если выдвинувшая его организация была ликвидирована, о предоставлении иммунитета членам ОНК.

Еще одно предложение СПЧ касается создания федеральной общественной наблюдательной комиссии. По мнению Бабушкина, такой орган мог бы сделать бессмысленным давление на членов ОНК в процессе формирования и функционирования комиссий. Кроме того, правозащитник отметил, что в ряде субъектов РФ ОНК слабы и федеральная комиссия могла бы оказывать им помощь. Идею поддержали не все, опасения по этому вопросу выказали члены СПЧ Мария Каннабих и Николай Сванидзе.

По мнению Сванидзе, создание такого органа может негативно повлиять на систему общественного контроля. «Я очень боюсь в наших условиях новых вертикальных, стремящихся пирамидально вверх, структур. Как правило, они не оправдывают ожиданий, причем диаметрально не оправдывают», – отметил Сванидзе. С его точки зрения, при формировании федеральной ОНК могут включиться силы, которым «мы не сможем оказать внятное сопротивление». «В результате состав федеральной ОНК будет таким, что мало не покажется, и мы получим мертворожденное тело, а то и хуже того – монстра, который не просто не оправдает наших с вами ожиданий, а будет мешать работать», – подчеркнул Сванидзе.

Источник: asi.org.ru