«Комитет против пыток» не будет предоставлять полиции персональные данные своих сотрудников

Правозащитники из «Комитета против пыток» не будут предоставлять адреса и паспортные данные своих сотрудников нижегородской полиции. По мнению юристов, запрос правоохранителей не соответствует требованиям закона. Между тем в нижегородском главке МВД не смогли объяснить, с какой именно целью собирают информацию о сотрудниках комитета, которые в последнее время конфликтуют лично с главой Чечни Рамзаном Кадыровым.

Правозащитники из «Комитета против пыток» не будут предоставлять адреса и паспортные данные своих сотрудников нижегородской полиции. По мнению юристов, запрос правоохранителей не соответствует требованиям закона. Между тем в нижегородском главке МВД не смогли объяснить, с какой именно целью собирают информацию о сотрудниках комитета, которые в последнее время конфликтуют лично с главой Чечни Рамзаном Кадыровым.

Правозащитная организация «Комитет против пыток» (КПП) не будет предоставлять полиции персональные данные своих сотрудников. Как сообщил  пресс-секретарь КПП Иван Жильцов, юристы организации изучили запрос, с которым к ним днем ранее обратились полицейские. 

«Мы внимательно изучили запрос полиции о необходимости предоставить главному управлению МВД по Нижегородской области сведения о сотрудниках комитета, работавших у нас с 1 января 2010 по настоящее время, включая адреса и паспортные данные. Согласно закону такую информацию компетентные органы вправе требовать только в связи с расследованием уголовного дела или доследственной проверкой сообщения о преступлении», — уточнил Жильцов.

Пришедшие же в офис организации полицейские не смогли объяснить, в связи с чем им понадобились фамилии, имена, паспортные данные и адреса правозащитников.

Свой запрос стражи порядка вручили в понедельник заместителю председателя КПП Ольге Садовской. По ее словам, в офис пришел сотрудник нижегородского главка МВД, который ранее участвовал в проверках НКО как оперативный сотрудник управления экономической безопасности. «Нас просят предоставить информацию обо всех сотрудниках, которые работали и работают у нас, за прошедшие три года: паспортные данные, даты рождения, место прописки. Откуда я должна знать, где живут сотрудники, которые уже уволились из КПП?» — возмущается Садовская.

По ее словам, юристы организации готовят ответное письмо в нижегородский главк МВД с просьбой пояснить их запрос. «Мы не скрываем данные о наших сотрудниках, но нам бы хотелось понять, почему это интересует полицию», — подчеркнула представитель КПП.

Подписал требование о предоставлении персональных данных сотрудников КПП заместитель начальника нижегородской полиции по оперативной работе генерал-майор Андрей Юдинцев. В тексте документа действительно не указана информация о каком-либо уголовном деле или наличии сообщения о преступлении, в рамках проверки которого необходимы данные всех сотрудников правозащитной организации.

«Проводятся проверочные мероприятия на основании п. 4 ст. 13 ФЗ «О полиции» и п. 2 ч. 1 ст. 6 ФЗ «Об оперативно-разыскной деятельности» — все, что смогли сообщить в пресс-службе нижегородского главка МВД через сутки после обращения за комментарием к действиям полицейских, нагрянувших в офис организации.

При этом, согласно той самой ст. 13 закона «О полиции», правоохранители действительно могут «запрашивать и получать на безвозмездной основе» у общественных организаций «в том числе персональные данные». Однако в этой же статье говорится, что полицейские должны обращаться в соответствующие структуры с «мотивированным запросом» и «в связи с расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции».

Различные силовые ведомства не первый раз проявляют интерес к деятельности «Комитета против пыток», особенно в связи с деятельностью организации по расследованию похищений людей на Северном Кавказе.

В апреле организация получила предостережение прокуратуры, где говорилось, что если организация будет заниматься политической деятельностью, ей придется зарегистрироваться как «иностранному агенту». В документе было указано, что в течение последних лет правозащитники получали иностранное финансирование, в том числе из Добровольного фонда поддержки жертв пыток ООН в Швейцарии. Однако в конце мая Минюст все же подтвердил, что КПП «не является «иностранным агентом».

«Комитет против пыток» был создан более десяти лет назад для общественных расследований случаев пыток и жестокого обращения сотрудников силовых ведомств с гражданами. После убийства в Чечне правозащитницы Натальи Эстемировой организация активно занимается расследованием похищений людей в Чечне, добиваясь привлечения к ответственности сотрудников чеченского ОМОНа.

На прошлой неделе председатель КПП Каляпин представил доклад о ситуации с правами человека в Чечне на заседании президентского Совета по правам человека в Грозном.

«Мой доклад вызвал совершенно скандальную реакцию, так как был связан с пытками и похищениями людей в Чеченской республике и тем, что Следственный комитет в ряде случаев не хочет расследовать эти преступления, а в ряде случаев полиция оказывает ему чудовищное сопротивление. Мы имеем абсолютную безнаказанность чеченских силовиков, нескольких подразделений, именуемых «кадыровцами», — заявил Каляпин.

По словам правозащитника, Рамзан Кадыров очень резко отреагировал на доклад: «Началось все с критики в мой адрес, что я не патриот и защищаю не тех, и пострадавший у меня «шизофреник», и говорит не пойми чего, и слова я его перевираю. Несколько раз я возразил, и это было воспринято нарушением всех приличий, потому что Кадырову, наверное, возражать нельзя, и у нас, таким образом, разгорелся нешуточный спор до самого вечера».

Источник: Газета.ру