Глубинный протест

Конец 2016 – начало 2017 года показали, что предсказываемое многими экспертами смещение протестных настроений из столиц в глубинку произошло, считает Станислав Андрейчук, руководитель сибирского центра «Трансперенси Интернешнл-Р» и эксперт Ассоциации «Голос».

Конец 2016 – начало 2017 года показали, что предсказываемое многими экспертами смещение протестных настроений из столиц в глубинку произошло, считает Станислав Андрейчук, руководитель сибирского центра «Трансперенси Интернешнл-Р» и эксперт Ассоциации «Голос».

10 января в Барнауле были сорваны публичные слушания по проекту нового Генерального плана города, что стало неожиданностью как для властей, так и для местной оппозиции. В зал на 200 мест попыталось попасть около тысячи человек. При этом приехавшие за час до начала жители города обнаружили, что в регистрационные списки уже вписано около 200 человек (по внешнему виду – бюджетников и студентов). В результате обеспокоенные горожане не смогли попасть в зал и заставили чиновников городской администрации отменить слушания (см. видео с мероприятия). А сегодня стало известно, что отменены и все остальные слушания, которые должны были пройти в городе до конца недели. 

Поводом для ажиотажа стал документ, разработанный московским ОАО «Гипрогор» за 7,5 млн руб. и получивший массу негативных отзывов со стороны местного экспертного сообщества. Но главной волнующей горожан проблемой стало планируемое место размещения новой свалки бытовых отходов. Его предлагается расположить в поле между несколькими городскими поселками и садоводствами, в которых находится около 25 тысяч садоводческих участков. При этом роза ветров на этой местности ориентирована таким образом, что воздух с нового полигона ТБО будет идти как раз в сторону жилья и садоводств. Кроме того, полигон должен был находиться почти на берегу Оби выше водозабора, что создает риск загрязнения воды в квартирах горожан.

Это уже не первый городской протест в Сибири текущей зимой. 24 декабря на 30-градусном морозе (который при ветре и влажности ощущался как – 37) митинговали новосибирцы, возмущенные 15-процентным ростом тарифов ЖКХ. Незадолго до того в третьем по величине городе Алтайского края, Рубцовске, несколько сот человек едва не начали голодовку из-за многомесячной задержки зарплаты. Удержать их от этого властям удалось лишь подключив местное отделение КПРФ, которое отговорило людей от протеста. Примерно в то же время поступала информация от жителей еще одного города Алтайского края, Алейска, о двухмесячной задержке зарплаты.

В каждом случае набор причин для массовых выступлений свой, но есть и общие черты. Главная из них – тотальная неготовность местных властей к такому повороту событий. Привыкшие за многие годы кулуарно решать свои вопросы, региональные и местные чиновники не могут переломить себя и начать разговаривать с людьми, реально обсуждая беспокоящие их проблемы. Система начинает «трещать по швам» по самым неожиданным для нее поводам, ведь в отсутствие нормальной обратной связи прогнозировать такие выступления крайне сложно. Опросы ФСО или ВЦИОМа в этом не очень помогут, особенно, когда люди начинают возмущаться местными проблемами.

Россия начинает вкатываться в новый этап развития, который обещает быть интересным.

Источник: Станислав Андрейчук // Соль