Елена Савва: в этот момент ФСБ почувствовало, что может все

«Самый яркий пример» нового витка репрессий против НКО в ближайшее время может быть объявлен американским шпионом. Или грузинским. Япония и Польша сегодня не в тренде.

«Самый яркий пример» нового витка репрессий против НКО в ближайшее время может быть объявлен американским шпионом. Или грузинским. Япония и Польша сегодня не в тренде.

На днях «Сноб» напечатал отзывы руководителей известных общественных организаций о государственной поддержке НКО. Глава ассоциации «Агора» Павел Чиков в своем комментарии отметил: «антикоррупционная кампания, которая ведется у нас последние годы, как правило, затрагивает тех, кто наиболее уязвим. Самым ярким примером является уголовное дело руководителя краснодарской организации НКО Михаила Саввы». По словам правозащитника, обкатанный на Кубани сценарий, в котором силовики предъявляют реальные или надуманные претензии к расходованию бюджетных грантов, может «привести к уголовному преследованию и даже прямым посадкам в тюрьму».

За несколько дней до этой публикации стало известно, что дело профессора Саввы готово для передачи суд и с ним начали знакомиться адвокаты.

О том, как встроены в схему «закручивания гаек» гражданские активисты и университетские преподаватели, стоит ли соглашаться на абсурдные обвинения в обмен на обещанный условный срок и почему дело против НКО началось именно в провинции – читайте в материале «Первого антикоррупционного СМИ».

Михаил Савва – пожалуй, самый известный представитель «третьего сектора» на Юге России. Больше десяти лет он руководит грантовыми программами Южного регионального ресурсного центра, через который распределялась большая часть зарубежных благотворительных средств между некоммерческими организациями Северного Кавказа. Михаил Валентинович хорошо известен как политолог, специалист по межнациональным отношениям. Сразу оговорюсь – к действующей власти и оппозиции он не имел отношения. Вернее, в 1990-е – время, когда вертикаль еще не была заточена так остро, а чиновники на местах могли проявить инициативу – профессор Савва возглавлял департамент в федеральном министерстве по делам национальностей и региональной политики, затем был вице-губернатором, начальником управления мэрии Краснодара.

Во власти он оставался ровно до тех пор, пока возможность влиять на ситуацию не перехлестывалась общим негативом политической системы. Из министерства он ушел с началом первой чеченской войны. Полностью забросил чиновничий портфель, когда администрацию массово загнали в региональное «Отечество» (Кондратенко) – альтернативу эпатажного губернатора ельцинской Москве. Наверное, уже тогда понимал, что одним движением дело не закончится, а активисты «Отечества и КПРФ, включая нынешнего губернатора Ткачева, также свободно перетекут в «Единую Россию» с ОНФ.

«Мой муж не перешел никому дорогу в финансовом плане – он просто не занимался предпринимательством. Здесь нет даже вопроса о месте в структуре власти, туда он тоже не рвался, ни в одних выборах не участвовал. Последние годы он вел жизнь вольного художника и она ему, кстати, очень нравилась, потому что давала возможность самому распоряжаться временем» — рассказала «Первому антикоррупционному СМИ» его супруга Елена Савва.

12 апреля Михаил Савва был задержан ФСБ, на следующий день арестован. В профессорскую квартиру чекисты по сложившейся еще в ежовские времена традиции пришли на рассвете. До полудня длился обыск – изъяли ноутбук, все имевшиеся в доме флешки, визитки, диски, позабытые пленочные кассеты, банковские карты. Сотрудников ФСБ особо интересовали записи на иностранных языках, даже попытались забрать ученические задания дочери на английском.

Вскоре предъявили обвинение – руководитель НКО подозревается в «хищении бюджетных средств администрации края, выделенных в виде гранта». В конце 2012 года Южный региональный центр действительно получил федеральный грант, распределенный через региональную администрацию – чуть больше 800 тысяч рублей на проект «Построение мира». Цель проекта – подготовить модераторов из узбекской и таджикской диаспор Краснодара, обучив их правовому регулированию конфликтов. В конце прошлого года «Построение мира» занял первое место на всероссийском фестивале «СоДействие», прошедшем при участии Общественной палатой России и Минэкономразвития.

[Елена Савва] По версии ФСБ, профессор Савва похитил часть гранта – 366 тысяч рублей, предназначавшихся на социологическое исследование. Причем формулировка звучит более чем странно – исследование «проведено за счет иных средств». «Любой социолог знает, что на качественное исследование нужны немалые средства. Откуда они взялись? Следствие не потрудилось выстроить версию правдоподобно, — продолжает Елена Савва. – Уже после ареста в электронной почте мужа нашла отчет по данному исследованию. Знаю, что если оно слабо финансируется, российские социологи начинают, мягко говоря, сочинять – там не фальсификация идет, а откровенное сочинение на вольную тему. Здесь исследование выполнено качественно. За счет чего? «Иной» источник финансирования в деле не указан».

Уже после ареста Михаила Валентиновича возбудили второе дело о мошенничестве – профессор получил деньги за курс, который в Кубанском государственном университете прочел другой преподаватель. «Подмена в российских вузах – повседневное дело и половину преподавательского корпуса можно за это пересажать, — пояснила Елена Владимировна, сама работающая в Кубанском университете. – Например, моей коллеге не хватало часов до полной ставки, на нее записали курс, прочитавший его преподаватель не возражал. Это обычная практика в российских вузах».

Как сообщили «Первому антикоррупционному СМИ» источники, близкие к следствию, против профессора Саввы готовится и третье дело. Какое – пока не разглашается. Но некоторые сведения уже дошли до семьи арестованного политолога.

«Примерно с июня до нас стали доходить слухи, которые четко разделились на две группы: сотрудников ФСБ, у которых язык не держался за зубами и которые не знали, что их собеседники придут ко мне и все расскажут и сотрудников, которые прекрасно знали, что их собеседник со мной общается и донесет информацию» — поделилась Елена Савва. Слухи, которые хотели донести: пусть быстрее сознается в мошенничестве, его сразу отпустят. Слухи, которые не предназначались семье Саввы: он на самом деле шпион, назывались версии – то американский, то грузинский — и это будет громкий федеральный процесс. Выборы стран объяснять не нужно. Это в 1930-е шпионов тысячами приписывали к Польше, Германии и Японии, сейчас, особенно в свете «ряда растущих противоречий», из-за которых Обама отказался от встречи с Путиным, политический вектор сменился.

Супруга профессора уверена, что ее мужа не арестовали бы без санкции из Москвы – «кубанские чекисты, конечно же, лоббировали арест, но пока им не дали четкую команду, к действиям не приступали. Предчувствия у нас появились, когда главным врагом общества назвали НКО, получающие иностранное финансирование. Мой муж – самый известный на Юге России представитель общественных организаций, имевших зарубежные гранты. Из него и хотят сделать модельного врага. Обвинения не были бы выдвинуты, если в это время не началась компания проверок НКО. Совпадение даже не нуждается в комментариях. В этот момент ФСБ почувствовало, что можно все».

Дело Саввы тщательно готовилось. За месяц до ареста сразу несколько контролирующих структур, в том числе валютный контроль, начали проверки Южного регионального ресурсного центра. Силовики пришли даже в администрацию Краснодарского края – в главном здании по улице Красной, 35 устроили «маски-шоу» с выемкой документов по федеральному гранту, изъятием компьютера и блокированием чиновников. Позже семья профессора догадалась, что несколько месяцев шла прослушка его телефонных разговоров. Она и стала основанием для уже полугодового ареста – за несколько дней до визита ФСБ информированные знакомые предложили Михаилу Валентиновичу уехать с семьей в Турцию, но он отказался. Сдал даже билеты в США, куда собирался задолго до проверок. Но следствие и суд полагают, что общественный деятель склонен к побегу.

Источники в силовых структурах рассказали «Первому антикоррупционному СМИ», что Краснодарский край стал экспериментальной площадкой, на которой обкатывается жесткий процесс над неугодным общественным активистом. Таких независимых фигур, как Савва в третьем секторе не только региона, но и всего Юга России больше нет. В Краснодарском крае общественно-политическая жизнь была под корень зачищена в 2000-е вице-губернатором Муратом Ахеджаком, сейчас гражданские активисты вынуждены служить болванчиками в бутафорских Общественных советах или скатываться в маргинальную оппозицию. Михаил Валентинович один из немногих, кто сохранял авторитет и не шел на соглашательство с властной вертикалью, которую когда-то покинул по собственной инициативе. Как не видел он реальной альтернативы и в существующей оппозиции.

Громкий процесс над замаскировавшимся под НКО «шпионом» может и не состояться. В регионе активно обсуждается планируемая зачистка силовых структур, в том числе ФСБ, перед Олимпиадой. Новое руководство в преддверии Игр-2014, возможно, откажется от шитого белыми нитками дела.

Противники Михаила Саввы выдвигают третий вариант развития событий – осенью профессора выпустят, добавив статус «политического арестанта». Дала же Кубань члена бездействующего КС оппозиции эколога Сурена Газаряна, получившего вид на жительство в Эстонии. После волны обысков, по слухам, не вернулась из Лондона и руководитель новороссийского Центра экологического образования «Аква», член губернаторского Общественного экологического совета Татьяна Трибрат. Но семья Саввы, уже во время ареста пополнившаяся внуком Михаила Валентиновича, эмиграцию не рассматривает.

Супруга политолога готовится к худшему: «Прежняя благополучная жизнь рухнула. Думаю, на долгие и долгие годы. Нужно выстраивать себя в новой реальности». И ждать. Если уж не конца абсурда, то окончания срока.

Андрей Кошик

Источникpasmi.ru