В Санкт-Петербурге состоялась презентация доклада «Иностранные агенты»: мифические враги и реальные потери российского общества”

По словам Марии Каневской, к.ю.н., директора АНО "Ресурсный правозащитный центр", кампания по выявлению российских некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, набирает обороты.

По словам Марии Каневской, к.ю.н., директора АНО "Ресурсный правозащитный центр", кампания по выявлению российских некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, набирает обороты. За два с половиной года с момента принятия закона об «иностранных агентах» в реестр включено 49 организаций, занимающихся защитой прав человека, решением экологических проблем, просвещением, аналитическими исследованиями, повышением эффективности социальных услуг, защитой жертв дискриминации, проведением антикоррупционных исследований и осуществлением общественного контроля за деятельностью органов власти теми доступными способами, которые предоставляет российское законодательство. Однако, в ближайшее время реестр будет существенно расширен, поскольку очень много обратившихся за поддержкой на Федеральную прямую линию по правовой поддержке НКО 8-800-3333-068 указывали на получение актов проверок, на основании которых их организации будут внесены в реестр. 

Как отметили авторы доклада, эксперты по правовым вопросам АНО "Ресурсный правозащитный центр" к.ю.н. Дмитрий Бартенев и Максим Оленичев, деятельность некоммерческих организаций, по некоторым причинам, не устраивает лиц, организовавших кампанию стигматизации третьего сектора, а некоммерческие организации, много лет работающие на благо общества, вдруг были объявлены государством иностранными агентами. Сам термин «иностранный агент» применительно к российскому контексту был придуман, вернее, поднят из недавней советской истории, отдельными политиками на волне шпиономании, поиска внешних врагов России, продолжения курса государства на сворачивание возможностей для реализации гражданами общественных инициатив и влияния на дела государства, которое, как представляется, должно работать на благо своих граждан, а не преимущественно ради обеспечения собственного самосуществования. 

По результатам анализа актов проверок, представлений об устранении нарушений закона, постановлений о привлечении к административной ответственности, решений судов можно прийти к выводу о том, что практически любая деятельность некоммерческой организации признается органами государства политической. Поводами для признания НКО иностранными агентами становились участие в дискуссиях, выступления на круглых столах, просмотр и обсуждение видеофильма, публикация информации о деятельности организации в СМИ, анализ действующего законодательства, высказывание своих оценок о необходимости его корректировки, участие в подготовке проектов законов, направление заключения в Конституционный Суд РФ, защита прав других лиц, намерение участвовать в публичных акциях, совместная с государственными органами работа над реформами, участие в велопробеге, сбор и распространение информации о состоянии окружающей среды и многие другие виды деятельности общественных объединений, которые и составляют основу их деятельности как представителей общества и отличают их деятельность от бизнеса и государства. 

Указание в законе об иностранных агентах положений о том, что политической деятельностью НКО не является деятельность в сферах науки, защиты растительного и животного мира и иных, не спасла организации от включения в перечень иностранных агентов. Унизительный ярлык иностранного агента направлен на снижение уровня гражданской инициативы российского общества. Это ошибочный путь по сворачиванию достижений демократического развития общества, не позволяющий в повседневной жизни применять выработанные международной практикой стандарты свободы слова, осуществлять общественным объединением, признанным иностранным агентом, тех возможностей, которые предоставляет ему российское законодательство, без опасений новой волны давления со стороны государства. 

Как видится, выходом из этой ситуации является отмена понятия «иностранный агент» в российском законодательстве, налаживание реального диалога между обществом и государством, возврат демократических институтов в жизнь российского общества и государства – отметили эксперты.
Источник: hrrcenter.ru