Крупнейшие благотворительные фонды страны собираются обратиться к президенту РФ Владимиру Путину с просьбой остановить принятие поправок в закон о некоммерческих организациях. По мнению авторов обращения, поправки грозят уничтожить сферу благотворительности как таковую: многие организации попадут под определение «иностранных агентов». В СПЧ надеются, что у благотворителей есть шанс остановить принятие закона.
Крупнейшие благотворительные фонды страны собираются обратиться к президенту РФ Владимиру Путину с просьбой остановить принятие поправок в закон о некоммерческих организациях. По мнению авторов обращения, поправки грозят уничтожить сферу благотворительности как таковую: многие организации попадут под определение «иностранных агентов». В СПЧ надеются, что у благотворителей есть шанс остановить принятие закона.
Благотворительные организации обеспокоены ситуацией, которая сложилась из-за внесенных в думу поправок в закон об НКО. «Мы понимаем стремление руководителей государства предотвратить возможное внешнее влияние на внутреннюю политику страны, – говорится в проекте письма президенту Владимиру Путину. – Но, на наш взгляд, эта разумная идея реализуется через неадекватные действия, не способные защитить нас от внешнего давления, но помогающие уничтожить развивающийся в стране общественный и благотворительный сектор».
По мнению благотворительных организаций, предложенное законопроектом определение политической деятельности включает в себя «любые виды общественной активности и все возможные формы взаимодействия общества с государством». «Любое публичное обращение, в том числе через интернет, с любыми предложениями или с высказыванием мнения о государственной политике делает каждую организацию «осуществляющей политическую деятельность», – пишут авторы письма. – А для того, чтобы считать организацию «выполняющей функции иностранного агента», кроме минимальной публичной общественной активности достаточно даже одного рубля, поступившего на счет организации из “иностранных источников”». По мнению авторов, если проект федерального закона будет принят, в реестр организаций, выполняющих функции иностранных агентов, нельзя будет не включить НКО, занимающиеся социальной, культурной, благотворительной и иной неполитической деятельностью. «Организаций, которые не ведут никакой публичной общественной деятельности и не взаимодействуют с государством, среди социально ориентированных НКО, работающих на благо общества, нет…», – гласит черновик письма.
Авторы письма просят Путина «рекомендовать депутатам Госдумы доработать текст закона в части уточнения понятия “политической деятельности”».
Подписи под обращением готовы поставить многие публичные лица, участвующие в благотворительной деятельности, в том числе актеры и предприниматели, рассказал один из авторов письма.
Напомним, поправки, уточняющие понятие «политической деятельности», были внесены в Госдуму в начале 2016 года и уже одобрены в первом чтении. Поправки были внесены представителями четырех фракций – членами комитета Госдумы по конституционному законодательству Виктором Плигиным, Дмитрием Вяткиным и Владимиром Поневежским, а также первым зампредом фракции КПРФ в Госдуме Сергеем Решульским, депутатом от «Справедливой России» Александром Тарнавским и депутатом от ЛДПР Максимом Шингаркиным.
Поправки предлагают считать деятельность организации политической, если она «осуществляет деятельность в сфере госстроительства и основ конституционного строя РФ, федеративного устройства РФ, обеспечения суверенитета и территориальной целостности страны», а также работает в сфере обеспечения законности, правопорядка, государственной и общественной безопасности, обороны страны, внешней политики, социально-экономического и национального развития РФ. Работа в области «законодательного регулирования прав и свобод человека и гражданина», а также «влияние на выработку и реализацию государственной политики», на формирование государственных органов или на их решения и действия тоже будет признаваться политической деятельностью.
В законопроекте говорится, что также политической деятельностью НКО считается организация и проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий или пикетирований, участие в «деятельности, направленной на получение определенного результата на выборах, референдуме», а также в наблюдении за проведением выборов. «Политикой» объявляются любые публичные обращения к государственным органам, органам местного самоуправления и к должностным лицам, а также «иные действия, оказывающие влияние на их деятельность, в том числе направленные на принятие, изменение, отмену законов или иных правовых актов». Распространение оценок принимаемых государственными органами решений и проводимой ими политики тоже признается в законопроекте политической деятельностью, как и формирование общественно-политических взглядов, в том числе путем проведения и обнародования опросов общественного мнения.
Таким образом, например, благотворительная организация, которая просто позволит себе высказаться об устройстве отечественного здравоохранения (не важно, критически или благосклонно), рискует получить статус «политической» НКО.
«Эти поправки расширяют понятие политической деятельности настолько, что никаким НКО, в том числе благотворительным фондам, невозможно будет вести никакой публичной деятельности, никакой совместной работы с государственными органами, не рискуя стать агентами», – сказал президент православного благотворительного фонда «Предание» Владимир Берхин.
Руководитель благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Елена Альшанская говорит о двойственном отношении государства к благотворительным организациям: с одной стороны, идут совещания по вопросам мер поддержки социально-ориентированных НКО, с другой стороны, если поправки будут приняты, благотворителей объявят «иностранными агентами».
«Нынешние поправки предлагают признавать НКО «агентом», если организация ведет любую публичную деятельность и при этом получает хоть рубль от иностранцев, – говорит Альшанская. – Но благотворительные НКО, к примеру, пишут запросы в ведомства. Или я, к примеру, у себя в Facebook могу написать, что мне не нравится, как кладут плитку в Москве. Если при этом нам перевел хоть рубль иностранец, то мы становимся «иностранным агентом», согласно этим поправкам».
«Например, идет сбор на операцию больному ребенку, – продолжает Альшанская. – Ему перевел какие-то деньги человек из Германии, а организация написала запрос в Минздрав, и – все, фонд признают «агентом». Но ведь это – не действия в интересах чужого государства, это – действия в интересах нашего больного ребенка. Нарушителям закона грозят огромные штрафы, на которые у фондов просто нет денег. Мы не понимаем: с одной стороны, мы помогаем государству, сотрудничаем с ним, с другой стороны, нас всех хотят записать в шпионы».
Возможно, у благотворителей есть шанс. Собеседник близкий к СПЧ, рассказал, что на прошлой неделе первый замглавы администрации президента Вячеслав Володин встречался с представителями Совета по правам человека при президенте, с представителями Общественной палаты и с благотворительными организациями. «На первой встрече с президиумом СПЧ правозащитники предложили свои поправки в закон, на что Володин предложил организовать большую встречу с Минюстом, Госдумой, Советом Федерации. Такая встреча была организована несколько дней спустя, обсуждение продолжается», – говорит источник.
Представитель Общественной палаты Елена Тополева-Солдунова солидарна с благотворительным сообществом. «Благотворительные фонды увидели себя в списке потенциальных «агентов», если законопроект вступит в силу в нынешнем виде, – рассказала она. – Они люди законопослушные и готовятся к этому заранее. Они добиваются детального обсуждения закона и его изменения, и я, в принципе, разделяю их беспокойство. Помню, что, когда были рабочие группы при Минюсте, законопроект не выглядел так устрашающе, каким в итоге оказался. Нужно сейчас внимательно все обсудить со всеми сторонами, не принимать ничего в спешке. Есть надежда, что так и произойдет. Мы находимся на связи с главой профильного комитета Госдумы Ярославом Ниловым, он уже подтвердил, что до него донесены все предложения».
Нилов подтвердил, что до него дошла реакция благотворительных фондов на поправки и что законопроект не будет принят во втором чтении без широкого обсуждения. «Я заявил еще на заседании комиссии Совета при президенте по правам человека, что мы в обязательном порядке инициируем обсуждение, – говорит Нилов. – Я в курсе, что СПЧ считает, что поправки лишь усугубят ситуацию. Я не являюсь автором этой инициативы, но она рассматривается в моем комитете, и я лично заинтересован в максимально публичном обсуждении. Пока мы не найдем компромисс, я лично не планирую это поддерживать. Надо выработать взвешенную позицию».
Источник: znak.com