Переставшие принимать финансирование из-за рубежа некоммерческие организации (НКО) уже в следующем году смогут подать заявку на грант из бюджета России. По поручению Владимира Путина администрация президента совместно с Государственной думой начала работу над поправками, которые позволят упростить процедуру выхода НКО из реестра иностранных агентов.
Переставшие принимать финансирование из-за рубежа некоммерческие организации (НКО) уже в следующем году смогут подать заявку на грант из бюджета России. По поручению Владимира Путина администрация президента совместно с Государственной думой начала работу над поправками, которые позволят упростить процедуру выхода НКО из реестра иностранных агентов. По информации «Известий», в закон об НКО будет внесено изменение, дающее право Министерству юстиции не только присваивать организациям статус «иностранный агент», но и самостоятельно снимать его, если НКО отказалась от иностранного финансирования и не получает его на протяжении определенного промежутка времени.
Этот вопрос был поднят на ноябрьской встрече президента Владимира Путина с уполномоченным по правам человека в РФ Эллой Памфиловой. Тогда глава государства согласился с омбудсменом в том, что необходимо предоставить возможность выхода из реестра иностранных агентов тем НКО, которые более не получают финансирования из-за рубежа.
— Администрация президента, Госдума и Минюст занимаются проработкой этого вопроса. В декабре в Думу будут внесены поправки, — сообщил «Известиям» источник, близкий к администрации президента.
В настоящее время снять с себя статус иностранного агента для НКО крайне сложно, так как такое решение может вынести только суд. Как говорят сами правозащитники, процесс это долгий, и необходимо собирать кучу документов.
Как рассказал «Известиям» глава комитета Госдумы по религиозным и общественным организациям Ярослав Нилов (ЛДПР), к нему поступило много обращений от различных НКО, в которых они жалуются на то, что не могут избавиться от статуса «иностранный агент».
— Действительно, проблема есть. Мы считаем, что если Минюст наделяет НКО статусом иностранного агента, то должен быть принят нормативно-правовой акт, позволяющий ведомству его и снимать. На заседании комитета мы уже обговаривали этот вопрос. До Нового года поправки, вероятно, будут приняты, — отметил Ярослав Нилов.
Уполномоченный по правам человека Элла Памфилова заявила, что, если есть процедура включения в список НКО, значит, должна быть процедура выхода из него.
— У некоммерческих организаций должны быть стимулы и условия для выхода из списка иностранных агентов. Если они не получают иностранное финансирование и перестают быть иностранными агентами в соответствии с определением закона, то почему они должны всегда оставаться в этом реестре? Это не должно быть клеймом, которое стоит вечно на общественной организации, — считает Элла Памфилова.
Она рассказала «Известиям», что эта инициатива нашла поддержку у президента РФ Владимира Путина. По ее словам, в ближайшей перспективе будет разработан регламент выхода из реестра иностранных агентов, в том числе подготовлены изменения в закон «О некоммерческих организациях».
Глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева считает, что отсутствие возможности выхода из реестра иностранных агентов — это упущение законодателей.
— Жаль, что в самом начале в закон эта возможность не была включена. Законодатели разработали порядок, как объявлять НКО иностранными агентами, и не удосужились подумать, как перестать быть иностранным агентом. Очень правильная инициатива, — подчеркнула Людмила Алексеева.
Правозащитница уверена, что все НКО захотят воспользоваться правом выйти из реестра иностранных агентов.
— Я думаю, что все будут оспаривать этот статус и добиваться избавления от этого ярлыка, — сказала она.
После принятия закона, который требовал от ряда НКО регистрироваться в качестве иностранного агента, многие организации пытались обойти его действие — так, по крайней мере, утверждали в Генпрокуратуре. По данным главы ведомства Юрия Чайки, которые он сообщил на встрече с президентом, 17 организаций, среди которых «Агора» и «Голос», получали деньги от иностранных посольств, но отказывались добровольно получать соответствующий статус. Вопрос о наделении Минюста полномочиями по присваиванию НКО статуса «иностранный агент» был поднят после того, как ряд проверок общественных организаций, проведенных Генпрокуратурой, выявил нарушения у многих НКО.
Стоит отметить, что помимо введения на законодательном уровне статуса «иностранный агент» НКО получили и больший грантовый бюджет от властей — свыше 3 млрд рублей.
Источник: izvestia.ru