Принятый в 2012 году закон об "иностранных агентах" существенно затруднил работу многих российских НКО, сделав их деятельность нелегальной или лишив их источников финансирования. Напомним: закон предписывает НКО, которые получают финансовую поддержку из–за рубежа, а также занимаются "политической деятельностью" (термин "политическая деятельность" был уточнен в 2015 году и включает в себя практически весь спектр общественной активности), войти в реестр "иностранных агентов". В 2014 году Министерство юстиции РФ получило (через дополнение к закону) возможность включать НКО в реестр принудительно.
Принятый в 2012 году закон об "иностранных агентах" существенно затруднил работу многих российских НКО, сделав их деятельность нелегальной или лишив их источников финансирования. Напомним: закон предписывает НКО, которые получают финансовую поддержку из–за рубежа, а также занимаются "политической деятельностью" (термин "политическая деятельность" был уточнен в 2015 году и включает в себя практически весь спектр общественной активности), войти в реестр "иностранных агентов". В 2014 году Министерство юстиции РФ получило (через дополнение к закону) возможность включать НКО в реестр принудительно.
За время действия закона НКО и их руководители были оштрафованы на десятки миллионов рублей, десятки НКО закрылись из–за неподъемных штрафов, многим руководителям НКО пришлось выплачивать их из своего кармана. Саратовский эколог Ольга Пицунова оказалась на грани выживания.
Пицунова – известный саратовский активист–эколог, она организовала и приняла участие в десятках экологических акций, мероприятий, активно участвовала в деятельности Социально–экологического Союза. В течении многих лет Пицунова возглавляла Ассоциацию "Партнёрство для развития", которая с момента основания активно участвовала в природозащитной и образовательной деятельности. Были у ПДР и антикоррупционные проекты. В течение последних лет Пицунова участвовала в кампании против увеличения мощности Балаковской АЭС и слива воды из пруда–охладителя АЭС напрямую в Волгу, против расширения временного хранилища радиоактивных отходов Саратовского филиала РосРАО в Татищевском районе и превращения его в могильник. Боролась с застройкой природного парка Кумысная поляна в черте города, против вырубки городских деревьев.
В течение многих лет, несмотря на активную позицию по вопросам защиты окружающей среды и коррупции, конфликтов с властями у Ольги Пицуновой и ее организации не было: ПДР активно сотрудничала с Общественной палатой Саратовской области и входила в несколько общественных советов при региональных ведомствах. Более того, в 2015 году Ассоциация стала лауреатом Национальной экологической премии.
Серьезные проблемы с властями начались у Ольги летом 2014 года в связи с законом об "иностранных агентах". В начале июля в прокуратуру Саратовской области поступило анонимное заявление с требованием буквально "проверить, если Ассоциация "Партнёрство для развития", возглавляемая Ольгой Пицуновой, действительно финансируется иностранной стороной, и на эти деньги проводит свои общественно–политические выступления против наших властей и государства, то почему до сих пор никто не поинтересуется, а на кого же она работает".
Само рассмотрение анонимного заявления как основания для проверки возможно только при сообщении о тяжком уголовном преступлении, а не административном, как в случае ПДР. Но для экологов Саратовская прокуратура сделала исключение.
Далее события развиваются стремительно. 21 июля 2014 года назначается проведение экспертизы, экспертиза проводится за один день. На следующий день, 22 июля, и.о. районного прокурора Лаптев выносит постановление об административном нарушении – и пытается заставить Пицунову подписать его прямо в своем кабинете, когда она принесла ходатайства об отложении рассмотрения дела для ознакомления с материалами.
"Геополитическая" экспертиза
Сама экспертиза, которая по–прежнему является основным документом, давшим старт всем нарушениям в отношении Ольги Пицуновой, достойна отдельного изучения.
Во–первых, автор – профессор кафедры теоретической и прикладной политологии ФГБОУ ВПО "Саратовская государственная юридическая академия" Виктор Купин – для такой экспертизы был выбран не случайно. По образованию Купин – офицер–политработник с "военно–педагогической специальностью в общественных науках", хотя на сайте Саратовской Государственной Юридической Академии эта специальность превратилась в "Социальную философию". Так же там сократилось название его кандидатской диссертации "Социальные основы укрепления боевого потенциала вооружённых сил социалистического общенародного государства" (отпало социалистическое народное государство), защищенной в Военно–политической академии им. Ленина (специальность – теория научного коммунизма). В 2004 году Купин защищает в Санкт–Петербурге докторскую диссертацию (специализация – социальная философия) "Геополитические императивы глобальной безопасности: социально–философский анализ". Для понимания подхода к предмету стоит процитировать один из выводов диссертации: "Стремительно меняющийся мир XXI века, порождает все новые угрозы и опасности всему человечеству, со многими из которых уже столкнулась Россия. Одной из главных угроз национальной и глобальной безопасности является стремление Запада во главе с США к новому силовому переделу глобального геополитического пространства в свою пользу".
В своей экспертизе деятельности Ассоциации "Партнёрство для развития" Купин не утруждает себя указанием методики, по которой проводится экспертиза, и указывает всего один источник. Тем не менее, все это не мешает ему прийти к однозначным выводам, которые можно было вполне ожидать, учитывая образование и публикации эксперта:
"Фактическая экологическая деятельность Ассоциации "Партнёрство для развития" и еe руководителя Пицуновой О.Н., формирующая направленное мнение о негативном состоянии энергетической экологической безопасности в регионе, напрямую связана и представляет угрозу геополитическим интересам России и Евразийского союза. Интерес к Саратовской области обусловлен еe особым местом и исключительным геополитическим положением в России в качестве связующего звена, формирующегося Евразийского союза – Россия – Беларусь – Казахстан. Ослабление данного Союза – одна из важнейших геополитических целей США и их партнёров по НАТО".
На наводящий вопрос прокуратуры: "Насколько проект, работа по проекту "Школа гражданского активизма" и отчеты о его выполнении, направленные руководителем Ассоциации "Партнёрство для развития" Пуцуновой О.Н. представителям Правительства США, связаны с расширение базы политического влияния на общественное мнение в регионе в интересах иностранного спонсора (Правительства США) либо геополитическим ослаблением России, как главного ядра Евразийского союза, в противодействии диктатуре однополярного мира, возглавляемого США?" профессор Купин отвечает утвердительно.
Как становятся "агентами" и сколько это стоит
4 августа 2014 года прошло судебное заседание, на котором судья Седова, проигнорировав альтернативную экспертизу, подготовленную экологами, вынесла постановление о штрафе ПДР в 300 000 руб. Судья Седова для обоснования своей позиции использовала материалы оперативно–розыскных мероприятий, что является недопустимым для административного процесса. Упомянутая выше экспертиза профессора Купина была основным документом, использованным для признания ПДР "иностранным агентом", почти весь ее текст был включен в постановление о штрафе. Т.о. ПДР была признана виновной в том, что не зарегистрировалась самостоятельно в качестве "иностранного агента".
8 августа Ольга Пицунова, как руководитель ПДР была признана виновной в нерегистрации "иностранного агента" и оштрафована на 100 000 рублей.
Обжаловать постановления о штрафах экологам не удалось. Но оказалось, что и выплатить их невозможно. Как говорит Ольга Пицунова:
"Реквизиты, по которым мне надо было платить добровольно штраф после решения суда, мне так и не дали. Ни по первому штрафу в 100 тысяч, ни по последующему штрафу в 200 тысяч. Специально не давали реквизитов, по которым можно было бы заплатить добровольно по решению суда до возбуждения исполнительного производства. В результате нам пришлось заплатить штраф на основании реквизитов, предоставленных службой приставов. Именно этого они и добивались. И потому после уплаты штрафа они штурмом взяли квартиру и под конвоем доставили меня в суд для наложения нового двойного штрафа. При этом они знали, что ни имущества, ни средств для выплаты штрафа у меня нет. Я просила по этим основаниям дать 15 суток. Но их это не устроило. Главным было – чтобы не сорвалась с крючка. В моем случае – это был крючок экономического давления. Испытание "сумой"".
После внесения в реестр "иностранных агентов" правление Ассоциации приняло решение о ликвидации. Окончательно ПДР была ликивдирована в 2015 году решением Минюста.
Суд по второму штрафу прошел 28 января 2015 года, судья удвоил сумму, игнорируя экономические возможности Ольги, уплата первого штрафа 13 января 2013 не помогла. Обращения в суд и в Сбербанк не помогли выяснить необходимые реквизиты. Ольге вновь пришлось дожидаться исполнительного производства. Служба приставов арестовала пенсионный счет Ольги Пицуновой и удерживала 50% поступлений, включая пенсии по инвалидности. Но и этим российские власти не удовлетворились и решили усилить экономическое давление на Ольгу Пицунову.
3 ноября 2016 года Ольга получила сообщение об аресте и удержании 100% пенсии. Пицунова обратилась к главе УФССП с просьбой снять арест с ее пенсионного счета и вернуть незаконно отчужденные средства: "Даже удержание 50% пенсии ставило меня на грань нищеты, так как оставшаяся сумма в размере 6100 существенно меньше установленного прожиточного минимума. Взыскание 100% всех моих доходов не только унижает мое человеческое достоинство, но и угрожает моей жизни, так как не имею возможности приобрести ни лекарства, ни продукты питания.
Обжаловать постановления о штрафах экологам не удалось. Но оказалось, что и выплатить их невозможно
У службы приставов имеются достаточные возможности получить информацию о всех счетах и источниках дохода, а также о их статусе и источниках поступления средств. Также имеется полная возможность (и обязанность) ознакомиться с российским законодательством. Но при этом, действия приставов Кировского РОСП (УФССП по Саратовской области) нарушают мои права как гражданина РФ, унижают мое человеческое достоинство, ставят под угрозу мою жизнь и здоровье, грубо нарушают федеральный закон „Об исполнительном производстве", Административный и Гражданско–процессуальный Кодексы РФ. Таким образом, я считаю, что в данном случае идет речь о сознательном и целенаправленном давлении в нарушение закона", – пишет Ольга в своей жалобе.
Жалоба была оставлена Службой приставов без ответа, но через неделю деньги вернули и стали вновь списывать 50%. Вероятно, помогли поднятый активистами шум и публикации в прессе.
Ситуация повторилась весной 2017 года, когда служба приставов вновь начала списывать 100% пенсии, но после возмущений и обращений вернулась к прежней схеме. Т.о. половина пенсионных выплат Ольги Пицуновой уходят на уплату непомерного штрафа. Следует отметить, что остающиеся после выплаты средства – меньше прожиточного минимума.
Очевидно, что помимо душевных и физических страданий, которые принесла Ольгe эта затянувшаяся ситуация, необходимо говорить и о выключении человека из общественной деятельности. Понятно, что ожидать после такого давления и материального ущерба серьезной гражданской активности не приходится. Более того, дело Пицуновой негативно сказалось на деятельности других НКО в регионе.
Служба приставов арестовала пенсионный счет Ольги Пицуновой и удерживала 50% поступлений, включая пенсии по инвалидности
– Из–за вынужденного снижения мною общественной активности (из–за судов и разборок с приставам, а также, увы, из–за здоровья), перестал работать Общественный экологический совет Саратовской области (независимая созданная снизу лидерами эко–НКО структура), часть эко–НКО закрылись под угрозой повторения нашего сценария, другие стали менее активны, – сказала Ольга Пицунова в интервью для oDR. – В целом можно сказать, что за три года власти почти удалось провести замещение игроков в общественном эко–секторе: независимые эко–НКо старой формации вытеснены новыми, часто создающимися с подачи власти или лояльными Единой России, никому не мешающими и/или выполняющими определенный заказ экологическими организациями, квази–НКо или ГОНКО. Таким образом государство или или те, кто использует закон, защищают свои интересы.
Из–за вынужденного снижения мною общественной активности перестал работать Общественный экологический совет Саратовской областРазорительные штрафы по отношению к руководителям НКО, которые критикуют российские власти в сфере прав человека, защиты окружающей среды и т.д., пока не стали повсеместной практикой, но нам известны не менее 10 таких случаев. Пока только случай Ольги Пицуновой был доведен властями до крайности. Но это не значит, что он останется единственным.
Автор: Алексей Козлов
Источник: opendemocracy.net