Российские и местные власти значительно ограничили гарантии прав человека с начала российской оккупации полуострова в феврале 2014 г., говорится в публикуемых сегодня Хьюман Райтс Вотч докладе и видеоматериалах.
Российские и местные власти значительно ограничили гарантии прав человека с начала российской оккупации полуострова в феврале 2014 г., говорится в публикуемых сегодня Хьюман Райтс Вотч докладе и видеоматериалах.
Доклад, основанный на недавнем полевом исследовании ситуации в Крыму, посвящен правозащитным последствиям включения региона в российское правовое и политическое пространство. Хьюман Райтс Вотч считает, что со стороны России как оккупирующей державы имеет место нарушение целого ряда обязательств по международному гуманитарному праву, в частности в отношении обеспечения прав гражданского населения.
37-страничный доклад «Поражение в правах: Нарушения в Крыму» документирует запугивание и притеснение жителей Крыма, выступающих против действий России на полуострове, в особенности – крымских татар, а также активистов и журналистов. Власти не могут или не хотят обуздать произвол военизированных группировок (так называемых отрядов самообороны), в отношении которых существует достоверная информация о причастности к серьезным нарушениям прав человека, включая насильственные исчезновения проукраинских активистов и других лиц, считающихся критически настроенными по отношению к России. Власти вынуждают жителей с украинским гражданством либо принимать российское гражданство, либо рассматриваться в Крыму в качестве иностранных граждан без гарантий защиты от возможного выдворения.
«Пока внимание международного сообщества приковано к боевым действиям на востоке Украины, в Крыму происходит эскалация нарушений прав человека, – говорит Юлия Горбунова, исследователь Хьюман Райтс Вотч по Европе и Центральной Азии. – Под различными предлогами, включая борьбу с экстремизмом, власти преследуют людей, которые осмеливаются открыто критиковать действия России на полуострове».
Доклад основан на 42 интервью с представителями крымско-татарской общины, активистами, журналистами, адвокатами и другими. Интервью проводились в Крыму, Киеве, Львове и Москве. 6 ноября Хьюман Райтс Вотч направила де-факто властям Крыма письмо с изложением ключевых выводов доклада.
Другие государства и международные организации не должны допустить снятия со своей повестки дня вопроса ухудшения ситуации с правами человека в Крыму, считает Хьюман Райтс Вотч. Они должны использовать все возможности для выражения обеспокоенности нарушениями прав человека в Крыму и добиваться обеспечения доступа на полуостров для независимых правозащитных наблюдателей из международных органов, чтобы те могли документировать проблемы с правами человека и выступать с публичными докладами и рекомендациями.
Россия вместе с крымскими властями задействует свое размытое и расширительное антиэкстремистское законодательство для вынесения «предупреждений» меджлису – представительному органу крымских татар, отмечает Хьюман Райтс Вотч. За такими предупреждениями могут последовать ликвидация меджлиса и, возможно, уголовное преследование отдельных его членов. Власти провели обыски в десятках частных домов крымских татар и агрессивные, иногда несанкционированные, обыски в мечетях и исламских школах на предмет наличия «наркотиков, оружия и запрещенной литературы».
К моменту окончания переходного периода в январе 2015 г. СМИ в Крыму должны пройти перерегистрацию в соответствии с российским законодательством. Местные власти оказывают давление на проукраинские и крымско-татарские СМИ, проводят обыски в редакциях, уже закрыли ряд СМИ, а другим угрожают закрытием. Российская ФСБ и прокуратура Крыма выносят ведущим крымско-татарским СМИ предупреждения о недопустимости публикации «экстремистских материалов» и угрожают редакторам, что те не пройдут перерегистрацию, если не изменят свою «антироссийскую» редакционную политику.
Жители Крыма, которые хотят сохранить украинское гражданство, фактически превращаются в иностранцев у себя дома, отмечает Хьюман Райтс Вотч. Им был отведен лишь один месяц для принятия решения о сохранении украинского или переходе в российское гражданство, а в противном случае ожидали негативные последствия. Те кто хотел сохранить гражданство Украины, столкнулись с препятствиями в выполнении соответствующих процедур, а получение вида на постоянное жительство не было автоматическим.
Как граждане Украины они больше не могут занимать государственные и муниципальные должности и фактически оказываются у себя на родине в положении иностранцев. Мужчины призывного возраста, по выбору или автоматически перешедшие в российское гражданство, становятся военнообязанными.
«Россия не предлагает людям реального выбора гражданства, вместо этого вынуждая население на контролируемой территории выбирать: либо российское гражданство либо дискриминация и другие острые проблемы, – говорит Юлия Горбунова. – Это серьезное нарушение международного права, и по факту у людей не оказывается выбора».
В соответствии с Женевскими конвенциями 1949 г. территория считается «оккупированной», когда она полностью или частично переходит под контроль или оказывается во власти вооруженных сил другого государства без согласия государства, которому эта территория принадлежит. Вопрос оккупации – это вопрос факта, причины или мотивы ее возникновения или основания для продолжения оккупации значения не имеют. Присутствие России в Крыму и фактический контроль над территорией полуострова при противодействии и возражениях со стороны Украины составляют военную оккупацию, и ООН признает Крым частью Украины.
В соответствии со своим мандатом и внутренней политикой в отношении законов вооруженного конфликта Хьюман Райтс Вотч сохраняет нейтральную позицию относительно военной оккупации другой страны. Соответственно, Хьюман Райтс Вотч не занимает никакой позиции по вопросу об оккупации Крыма Россией.
Применимые нормы международного гуманитарного права запрещают оккупирующей державе предпринимать шаги, направленные на необратимое изменение демографической ситуации на оккупированной территории, и принуждать население на оккупированной территории присягать на верность оккупирующей державе или служить в ее вооруженных или вспомогательных силах, а также осуществлять какие-либо «давление или пропаганду в пользу добровольного поступления в армию». Оккупирующая держава должна сохранять действовавшие на момент начала оккупации законы и не может изменять, заменять или приостанавливать их действие, если тому не встретится неодолимого препятствия.
Россия в данном случае выступает в качестве оккупирующей державы, поскольку осуществляет фактический контроль над Крымом без согласия на то правительства Украины и в отсутствие юридически признанного перехода суверенитета.
Управление верховного комиссара ООН по правам человека, Совет Европы и ОБСЕ должны продолжать мониторинг ситуации в Крыму и публиковать материалы о нарушениях прав человека на полуострове. Россия и де-факто власти Крыма должны обеспечивать доступ наблюдателей от этих органов для мониторинга ситуации с правами человека.
«Для обеспечения соблюдения прав всех жителей Крыма, в особенности уязвимых меньшинств, необходимо уделять самое пристальное международное внимание ситуации на полуострове», – говорит Юлия Горбунова.
Источник: HRW