Борьба с инакомыслящими в России выходит на новый уровень. Если раньше ключевым игроком здесь был центр «Э» МВД (он же Центр по противодействию экстремизму), то сегодня на первый план выходит ФСБ – именно эта служба стоит за большинством из громких (и не слишком громких) политических дел последнего времени. Чувствуя себя более безнаказанными, сотрудники ФСБ отличаются особой бесцеремонностью и цинизмом. Александр Литой отобрал наиболее популярные поводы, в связи с которыми ФСБ преследовала боролась с пятой колонной.
Борьба с инакомыслящими в России выходит на новый уровень. Если раньше ключевым игроком здесь был центр «Э» МВД (он же Центр по противодействию экстремизму), то сегодня на первый план выходит ФСБ – именно эта служба стоит за большинством из громких (и не слишком громких) политических дел последнего времени. Чувствуя себя более безнаказанными, сотрудники ФСБ отличаются особой бесцеремонностью и цинизмом. Александр Литой отобрал наиболее популярные поводы, в связи с которыми ФСБ преследовала боролась с пятой колонной.
Голубая колонна
Прошлым летом появился «закон о запрете гей-пропаганды», и правоохранительная система получила установку на борьбу с новым противником. Тогда же в сети появился отрывок из аналитической записки УФСБ Москвы и Московской области: «Распространение идей гомосексуализма и употребления наркотиков приобретает все более масштабный характер… Согласно имеющимся оперативным данным, группы лиц, причисляющих себя к сексуальным меньшинствам, а также наркозависимые граждане и участники организованных преступных групп, занимающихся сбытом наркотических средств, активно используются специальными службами и организациями (в том числе неправительственными) иностранных государств, с целью реализации проектов деструктивной направленности. В частности, в последнее время отмечается активное участие названных категорий лиц в проведении протестных акций (в т.ч. 6 мая 2012 года на Болотной площади г. Москвы), реализуемых в ущерб интересам Российской Федерации. При этом довольно часто приверженцы гомосексуализма и потребители наркотиков используются деструктивными силами в качестве организаторов незаконных публичных мероприятий, ставящих целью дестабилизацию политической и социально-экономической обстановки в стране».
ФСБ, конечно, официально никак не комментировала этот текст, но судя по действиям спецслужбы, чекисты ставят знак равенства между гомосексуалами и иностранными шпионами. Вот какописывает встречу с сотрудниками ФСБ ЛГБТ-активист из Краснодарского края, использующий псевдоним Сергей Сергеев. Уголовное дело на него завели за обсуждение на повышенных тонах в соцсетях проблем казачества, олимпиады и православия.
«Первый допрос был 26 марта 2014 года. Меня обманным путем, как бы похитили, держали почти восемь часов в здании ФСБ Армавира. Они показывали скриншоты с моей страницы, и сказали, что пока я не сознаюсь, что все это размещал, я оттуда не выйду. Они угрожали, что могут найти у меня запрещенные вещества. […] 17 числа [июня] я был у них на допросе. Главным вопросом было мое отношение к гомосексуальной ориентации. Я сослался на Конституцию, что личная жизнь не подлежит разглашению, на что следователь ответил, что ему это не важно, потому что ему прислали из Краснодара вопросы, на которые должны быть ответы. Дальше были вопросы, зачем я размещаю на своей личной странице «ВКонтакте» фотографии обнимающихся парней. Естественно, одетых. Такого рода вопросы заняли примерно половину всех объяснений».
При участии ФСБ в Хабаровске недавно появилось ещё одно уголовное дело против гея, «слишком резко» высказывавшегося в соцсетях, на этот раз, о ситуации в Украине. По словамподследственного Андрея Марченко, его «приглашали в региональное управление ФСБ на беседу, где показали распечатки сканов некоего сайта, согласно которым сам блогер в содружестве с известным хабаровским ЛГБТ-активистом Александром Ермошкиным, являются создателями и вдохновителями «гей-террористического подполья», преследующего своей целью организацию в отдельно взятом Хабаровске «оранжевой революции». По словам Андрея, предъявляя все это, следователь сохранял предельную серьезность. Марченко спрашивали, за что он не любит «Новороссию»«.
Помимо уголовных дел, борьба ФСБ с гомосексуализмом может принимать и другие формы. Например, по инициативе ФСБ проведены проверки Северного (Арктического) федерального университета в Архангельске, целью которых было увольнение Олега Клюенкова и Татьяны Винниченко, преподавателей вуза, борющихся за права ЛГБТ.
Колонна Навального
[алб] О том, что ФСБ играет важную роль в ведении уголовных дел против Навального (например, в в «деле Ив Роше» и «деле СПС») известно давно, но теперь доблестные бойцы невидимого фронта взялись и за его соратников. Так, например, ФСБ осуществляет оперативное сопровождение «дела о картине «Плохой хороший человек»» владимирского дворника и художника-любителя Сергея Сотова, снятой с забора и подаренной Алексею Навальному на день рождения. Дело заведено вопреки тому, что Сотов уже несколько раз заявлял, что не имеет претензий к людям, снявшим с забора его рисунок. Сотрудники ФСБ участвовали в обыске квартиры основного обвиняемого по этому экзотическому делу — сотрудника ФБК Георгия Албурова, организатора знаменитых «дачингов», экскурсий к особнякам, где проживают российские чиновники.Участвовали ФСБшники и в обысках руководителя московского отделения «Партии прогресса» (она же 0 партия Навального) Николая Ляскина: «Делом о кошельках занимается Следственный комитет и ОБЭП. Но оперативники ФСБ присутствовали на обысках. Со мной они не разговаривали, стояли и молча смотрели, чтобы всё правильно шло. Обычно они стараются осуществлять кураторство, держать на контроле, подсказывать», – рассказывает Ляскин The Insider.
По словам адвоката Вадима Кобзева, оперативники из ФСБ присутствовали и при обысках Владимира Ашуркова, исполнительного директора Фонда борьбы с коррупцией. На днях Ашурков официально обратился о предоставлении ему политического убежища в Англии.
Колонна сторонников федерализации
После того как российские провластные СМИ начали активно развивать тему «сторонников федерализации Украины», внезапно обнаружилось, что сторонники федерализма есть и в России. И хотя федеративный характер государства прописан в конституции, спецслужбам было дано указание жестко пресекать любые намеки на борьбу регионов за самостоятельность.
Весной такие уголовные дела появились в Крыму и Калининграде. В Калининграде группа местных оппозиционеров повесила флаг Германии на здании местного ФСБ, что обернулось уголовным делом с четырьмя обвиняемыми. Вывешивание флага ФСБ расценила как хулиганство группой лиц по предварительному сговору, а сам флаг посчитала «символом необходимости выхода Калининградской области из состава РФ и присоединения к Европейскому Союзу». Для подкрепления серьезности сепаратистской угрозы, у двух из четырех фигурантов, занимавшихся публичными акциями в Калининграде, «обнаружился» гексоген и боеприпасы.
В апреле в Симферополе было совершено два поджога – только открывшегося офиса «Единой России» и организации «Русская община». Судя по сообщениям в местной прессе поджоги были символическими, ущерб ими нанесен минимальный. Зато в деле уже восемь подозреваемых, которых ФСБ считает «диверсионной группой «Правого сектора»», добивавшейся возвращения Крыма в Украину. ФСБ не смутило, что среди «националистов» есть человек с очевидным татарским именем Эдем Асанов и местный антифа Александр Кольченко. Дело заведено по статье «терроризм».
Судьба четверых арестованных крымчан пока неясна, четверо же этапированы в Москву в СИЗО «Лефортово», в котором ФСБ держит самых опасных фигурантов своих дел. История получила широкий резонанс, так как лидером «правосеков» ФСБ посчитала известного крымского кинорежиссера Олега Сенцова. Хотя свою принадлежность к этой группе он отрицает, и даже следователи ФСБ признают, что Сенцов не участвовал ни в одном поджоге, не хранил оружие и зажигательные смеси.
«Следователи ФСБ руководствуются инструкциями, появившимися ещё во времена Берии – например, в вопросах оформления материалов дела. Они с большим недоверием, чем представители других органов, относятся к доводам, которые ты выдвигаешь. Они верят в то, что делают», – делится с The Insider своими впечатлениями адвокат Светлана Сидоркина, представляющая в «деле крымских террористов» Александра Кольченко.
Уже вступил в силу очередной запретительный закон, предполагающий до пяти лет лишения свободы за «сепаратистские высказывания». Так что теперь ФСБ не нужно натягивать обвинения в хулиганстве или терроризме, а можно попросту сажать за «неправильные призывы». В августе мэрия Новосибирска запретила уличную акцию, поднимавшую вопросы т.н. «федерализации», неравноправия сибирских регионов и федерального центра. Ситуация получила ещё больший резонанс, когда Роскомнадзор начал массово блокировать публикации в СМИ и блогах о «федерализации». Запреты, однако, только подстегнули региональный креатив.
[флаг] Хит-парад сюрреалистичных уголовных дел в борьбе за целостность России возглавляет «дело кубанских федералистов», появившееся в сентябре. Организаторы «Кубанской народной республики» пошли чуть дальше товарищей по троллингу из других регионов. Они выбрали себе флаг с украинским трезубцем и подали уведомление об уличной акции. Её, конечно, не согласовали, а попытку собраться несанкционированно пресекли полицейские и местные нашисты. К отделению Кубани от России краснодарские «федералисты» не призывали, центральной темой их акции было справедливое распределение доходов от курортного бизнеса между краем и Москвой. Между тем, уголовное дело ФСБ завела именно по статье «сепаратизм», в деле – до шести подозреваемых (судьба двоих пока неизвестна), двое успели уехать в Украину, двое содержатся в краснодарском СИЗО-5, подотчетном ФСБ.«Адвокатов для этого дела сложно найти, – рассказывает The Insider кубанский правозащитный юрист Александр Попков. — Я нескольким адвокатам предложил, они отказываются. Воевать нужно против ФСБ, а судьи их утверждения принимают на веру. ФСБ отбирает у адвокатов подписку о неразглашении материалов дела, препятствуют использованию материалов дела для проведения экспертиз защиты, что связывает адвокату руки».
Крымская колонна
По словам замглавы СБУ Виктора Ягуна, 90% бывших сотрудников СБУ в Крыму перешли на работу в ФСБ. Сама спецслужба сейчас осуществляет достаточно жесткое давление на жителей полуострова.
О ситуации The Insider рассказала Александра Крыленкова, представитель Крымской полевой миссии по правам человека: «Как правило, бывшие СБУ-шники и приехавшие из России ФСБ-шники ходят парами. В России кто чем из активистов занимается, ФСБ более-менее известно, а с жителями Крыма они только знакомятся. Бывшие сотрудники СБУ им не очень могут помочь, то ли СБУ как-то по-другому собирала информацию, то ли между ними какие-то трения. Помимо обысков, допросов, разговоров, проводимых ФСБ, происходят нападения, похищения, организаторы которых неизвестны».
«Мною начала интересоваться ФСБ Симферополя. Они сначала звонили, настойчиво просили встретиться. После третьего-четвертого звонка двое пришли в офис, они задавали очень странные вопросы. До этого угрожали моей жене, моей дочери. К ней в школе стало ужасное отношение, потому что она училась в украинском классе», – описывает покинувший Крым протестантский пастор Руслан Зуев.
«Я прохожу по делу как организатор медицинских курсов, что является частью террористической деятельности. Кстати, я посмотрела, по российскому законодательству, если кто-то помогает террористу, он автоматически становится участником террористической деятельности», –рассказывает Галина Джикаева, директор симферопольского арт-центра «Карман», вынужденная покинуть полуостров из-за «дела крымских террористов».
Курсы появились практически сразу же, как только появились и «зеленые человечки». Мы поняли, что дело пахнет керосином, мы и придумали такие курсы, чтобы люди умели оказать нуждающимся помощь. «Красный крест» и «Врачи без границ» тоже подобные курсы проводили, но именно я знала лично Олега Сенцова. Я встречалась с сотрудниками ФСБ два раза. На второй встрече мне было предложено дать письменные показания. Я сказала, что не могу сейчас, потому что очков с собой нет. Потому я была приглашена в их офис, и туда я не пошла».
По данным Крымской полевой миссии по правам человека, давление оказывается на приверженцев Украинской православной церкви. Её приходы закрыты в Севастополе, Красноперекопске, Керчи и селе Перевальное. «На священников Украинской Православной Церкви Киевского патриархата оказывается давление со стороны ФСБ России и местной власти», – отмечают правозащитники. Пословам Мустафы Джемилева, со времени аннексии полуострова пропали 18 крымских татар, и только в конце сентября у представителей этого народа проведено более 40 обысков.
Колонна блогеров
В начале года основатель «ВКонтакте» Павел Дуров вынужден был продать свою долю в популярной соцсети. По словам Дурова, одна из причин его выхода из бизнеса – трения с ФСБ. Он отказался предоставлять спецслужбе данные участников группы сторонников Евромайдана и закрыть группу Алексея Навального.
Между тем, именно на «ВКонтакте» приходится абсолютное большинство уголовных дел, заведенных за высказывания в соцсетях – так было и во времена Дурова. По статьям 280 УК (публичные призывы к экстремистской деятельности) и 282 УК (возбуждение ненависти) можно получить до пяти лет лишения свободы. Кроме того (это находится на усмотрение следователя), ещё на стадии следствия обвиняемого могут внести «в федеральный список террористов и экстремистов» Росфинмониторинга, и все зарегистрированные на него электронные кошельки и банковские счета будут заблокированы.
Многие дела «за слова в соцсетях» ведет ФСБ. Например, сейчас в Челябинске начался суд против активиста «Гражданского движения Южного Урала» Константина Жаринова. Он рассказал The Insider, что репостнул весной обращение «Правого сектора» с призывом к акциям неповиновения. Текст провисел на его странице 60 часов, потом Жаринов сам удалил текст, так как посмотрел его внимательней и понял, что не согласен с ним. У страницы Жаринова тогда было чуть более 200 подписчиков. Как выяснилось, у «ВКонтакте» невозможно получить точную статистику, сколько раз просмотрен какой текст. Жаринов предполагает, что за 60 часов у текста было лишь несколько просмотров. Тем не менее, два месяца спустя ФСБ завела дело, и оно уже доведено до суда.
Напомним, что Дмитрий Медведев 31 июля подписал постановление правительства, по которому соцсети и крупные сайты должны следить за общением своих пользователей и предоставлять информацию в уполномоченные органы — в том числе в ФСБ.
Колонна невыездных
В ФСБ, как известно, входит и пограничная служба, что позволяет бойцам невидимого фронта контролировать и въезд-выезд людей с неправильными взглядами. Так, например, оказалось, что на конференцию ООН, посвященную проблемам малых народов, не могут добраться российские представители. Но как же можно не выпустить человека если у него есть загранпаспорт и виза? Оказывается — очень просто и методов таких немало. Так, например, директор центра содействия малочисленным народам Севера Родион Суляндзига заявил, что перед вылетом в Нью-Йорк 18 сентября погранслужба в аэропорту Шереметьево забрала у него паспорт и позже вернула его с вырезанной страницей. Отдел погранконтроля завел против него административное дело о порче документа, и теперь Суляндзига не может уехать, поскольку его паспорт недействителен.
Председатель саамского парламента Кольского полуострова Валентина Совкина сообщила, что ей пытались помешать выехать на машине из Мурманской области в Норвегию, откуда она должна была самолетом отправиться на конференцию. 20 сентября она должна была выехать из села Ловозеро в аэропорт в норвежском городе Киркенес, но обнаружила, что колеса ее автомобиля порезаны, а затем ее дважды останавливали на трассе для досмотра. Сотрудник ДПС потребовал у нее помимо российского паспорта предъявить также и заграничный, а после отказа сделать это к ней подбежал человек в гражданской одежде и выхватил сумку. После обращения в полицию паспорта Совкиной и ее водителю вернули, но на самолет она уже опоздала.
Крымских татар на конференции представил бывший глава меджлиса Мустафа Джемилев и нынешний руководитель организации Рефат Чубаров. Обоим новые власти аннексированного Россией Крыма запретили въезд на территорию полуострова сроком на пять лет. Еще один крымский татарин, собиравшийся на конференцию — Надир Бекиров — сообщил, что неизвестные напали на него, когда он ехал в такси в город Джанкой, где собирался сесть на поезд.
«Для убедительности врезали раз мне в печень. После того, как я повернулся на живот, кто-то из них стал обшаривать мою одежду, наткнулся на паспорт во внутреннем кармане, вытащил его и передал кому-то другому. Я снова повернулся лицом вверх и за мгновение подумал, что сейчас выяснится, что я не тот, кого они ищут, и они отстанут. Но главный раскрыл паспорт, прочитал про себя и прокричал: «Все правильно!», после чего они с моим паспортом в руках немедленно бросились к своему микроавтобусу и уехали по трассе в сторону Джанкоя». Он подчеркивает, что нападавших не интересовали деньги, они забрали только паспорт и мобильный телефон. Поскольку паспорт у него украинский, восстановить его на территории Крыма невозможно, а на территорию Украины, где можно будет получить новый документ, без паспорта его не пустят, отметил Бекиров.
У директора петербургского Института региональной прессы, который пытаются признать «иностранным агентом», 73-летней Анны Шароградской, на таможне, при попытке выехать в СШАотобрали ноутбук, айпад и 11 флэшек. Мотивировано это было «сведениями о том, что на этих носителях может содержаться информация, запрещенная к вывозу за пределы Российской Федерации». На пять лет запрещен въезд в Россию журналисту радио «Свобода» Дэвиду Саттеру, расследовавшему взрывы домов 1999 года и утверждавшего, что к ним могут быть причастны спецслужбы.
Давить можно не только на самих «несогласных», но и на их родственников. И если так случилось, что родственник иностранец — то ФСБ просто запрещает ему или ей въезд на территорию РФ.Так, например, вид на жительство аннулировали американке Джениффер Гаспар, работавшей в Санкт-Петербурге консультантом ряда НКО. Гаспар запретили жить в России, мотивировав это пунктом 9 ФЗ «О правовом положении иностранцев», который предусматривает выдворение из страны, «если иностранный гражданин выступает за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, иными действиями создает угрозу безопасности РФ». Гаспар – жена адвоката Ивана Павлова, у них – пятилетняя дочь. Павлов и Гаспар вынуждены были перебраться в Прагу. «Суд вообще не интересовался, какие конкретные причины были для аннулирования вида на жительство моей супруге», – рассказывает Павлов The Insider. — Как адвокат, я часто принимал участие в делах, где моими процессуальными оппонентами были сотрудники ФСБ. Это и дело профессора Игоря Баранова, которого обвиняли в вывозе заграницу материалов, которые могут быть использованы для создания оружия массового поражения – он был полностью оправдан. Я был защитником Михаила Супруна – профессора архангельского университета, которого обвиняли в том, что он собирал данные о репрессиях и якобы нарушил личную и семейную тайну репрессированных. Сейчас это дело будет рассматривать ЕСПЧ. Я защищал «Мемориал», пытающийся рассекретить документы о репрессиях, другие НКО, попадавшие в сферу интересов ФСБ. И давние дела – Александра Никитина, Григория Пасько».
Источник: theins.ru