Суд: ингушская НКО «Машр» не является иностранным агентом

Ингушская АНО «Машр» занимается мониторингом случаев похищений, пыток и нарушений закона в ходе спецопераций в Ингушетии и соседних регионах. Организация предает гласности эти случаи. Деятельность «Машра» раздражает силовиков, поскольку большинство подобных преступлений совершают именно они. На сотрудников организации постоянно оказывают давление.

Ингушская АНО «Машр» занимается мониторингом случаев похищений, пыток и нарушений закона в ходе спецопераций в Ингушетии и соседних регионах. Организация предает гласности эти случаи. Деятельность «Машра» раздражает силовиков, поскольку большинство подобных преступлений совершают именно они. На сотрудников организации постоянно оказывают давление.
После принятия закона об НКО – «иностранных агентах» силовики неоднократно негативно высказывались о «Машре». Так, 13 октября 2012 года в интервью «Газете.ру» глава ингушского ФСБ Ю. Серышев заявил: «В республике остались неправительственные организации, подпадающие под эту [«иностранных агентов»] категорию… Таких организаций в Ингушетии три, одна из них – правозащитная организация “Машр”».
20 марта 2013 года прокуратура Карабулака пришла в «Машр» с проверкой. Судя по документу, который предоставили проверяющие, их целью было удостовериться, что «Машр» не нарушает законодательство о противодействии экстремизму. На основании какого сигнала прокуратура решила провести проверку, сотрудникам «Машра» не объяснили.
Проверяющие потребовали предоставить массу документов,  большую часть которых они могли получить и не обращаясь в организацию – через Минюст, налоговые и другие контролирующие органы, перед которыми «Машр» регулярно отчитывается. Особо прокуроров интересовали материалы, касающиеся иностранных источников финансирования и расходования средств.
24 апреля, по итогам проверки, прокуратура Карабулака вынесла «Машру» предостережение о недопустимости нарушения закона об «иностранных агентах». Политическими были признаны такие виды деятельности «Машра», указанные в его уставе: участие в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления, выступление с различными инициативами по различным вопросам общественной жизни, внесение предложений в органы государственной власти (закон называет политической деятельностью «участие, в том числе путем финансирования, в организации и проведении политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также как формирование общественного мнения в указанных целях»). 

«Машр» предостережение обжаловал, и 9 июля оно было признано незаконным. Суд справедливо указал, что выводы прокуратуры о политическом характере деятельности «Машра» неубедительны и субъективны, поскольку ссылок на устав недостаточно — нужны примеры его реализации на практике. Прокуратура пообещала обжаловать это решение.

Однако уже 19 июля, на заседании расширенной коллегии прокуратуры Ингушетии, заместитель прокурора заявил, что «Машр» – «НКО, выполняющая функции иностранного агента». В ответ заместитель Генерального прокурора России И. Сыдорук предложил республиканской прокуратуре приостановить деятельность НКО, отказывающейся регистрироваться в реестре «иностранных агентов».
ПЦ «Мемориал» приветствует решение карабулакского суда в отношении «Машра», но выражает глубокую озабоченность в связи с тем, что органы прокуратуры игнорируют это решение. «Мемориал» призывает представителей республиканской прокуратуры воздержаться от каких-либо действий в отношении «Машра» до вступления в силу судебного решения.
«При принятии решений сотрудникам прокуратуры следует руководствоваться не только инструкциями вышестоящих должностных лиц, но и основополагающими документами в области защиты прав человека, – считает старший юрист ПЦ «Мемориал» Фуркат Тишаев. – Недавно Комиссар по правам человека Совета Европы Нил Муижниекс недвусмысленно высказал свою позицию по поводу прокурорских проверок российских НКО, их результатов и применения закона об «иностранных агентах». Как и следовало ожидать, Комиссар жестко раскритиковал закон, как нарушающий права, гарантированные НКО статьями 11 (свобода объединений), 10 (свобода выражения мнения) и 14 (запрет дискриминации) Конвенции. Это прямой сигнал российским властям воздержаться от дальнейшего применения закона — во всяком случае до тех пор, пока Европейский суд не вынесет постановление по этому делу. Иначе российским НКО будет нанесен непоправимый ущерб».
Напомним, что АНО «Машр» – одна из организаций, которые 6 февраля 2013 года обратились в Европейский суд с коллективной жалобой на закон об «иностранных агентах». По мнению заявителей, этот закон грубо нарушает свободу объединений, свободу выражения мнения и носит дискриминационный характер.
 

Источник: Правозащитный центр "Мемориал"