Совет Федерации подготовит «патриотический стоп-лист» к 8 июля

В пятницу на совещании в Совете Федерации обсуждались перспективы формирования «патриотического стоп-листа», в который может войти несколько десятков иностранных организаций. Конкретный список таких организаций появится в проекте заявления профильных комитетов 8 июля. Основные кандидаты, которые, по словам участников совещания, обходными путями финансируют российские НКО, уже известны.

В пятницу на совещании в Совете Федерации обсуждались перспективы формирования «патриотического стоп-листа», в который может войти несколько десятков иностранных организаций. Конкретный список таких организаций появится в проекте заявления профильных комитетов 8 июля. Основные кандидаты, которые, по словам участников совещания, обходными путями финансируют российские НКО, уже известны.

В Совете федерации прошло совещание, на котором обсуждалась перспектива создания «патриотического стоп-листа» иностранных организаций, которые потенциально будут первыми кандидатами на попадание в реестр нежелательных.

В ходе обсуждения стало понятно, что потенциально нежелательными являются те неправительственные структуры, которые финансируют НКО, входящие в список иностранных агентов. «Активное финансирование иностранных агентов — один из основных маркеров, который определяет нежелательность действий иностранных неправительственных организаций», — отметил заместитель директора Федеральной службы по финансовому мониторингу Павел Ливадный.

По его словам, в 2015 году его служба зафиксировала резкое возрастание финансирования иностранных агентов по сравнению с двумя предшествующими годами. «Методы финансирования разнообразны, иногда даже демонстративны», — заявил чиновник. Финансирование, например, может осуществляться через коммерческие организации или физические лица, а не напрямую. Такие схемы выявлять сложнее. Ливадный утверждает, что эта проблема одна из наиболее актуальных для сегодняшней законодательной повестки.

«А кэш отслеживаете?» — поинтересовался глава комитета Совфеда по международным делам Константин Косачев. «Проблема есть по поводу кэша. Под наш контроль попадают далеко не все операции с наличностью», — ответил Ливадный.

На просьбу назвать общую сумму притока зарубежных средств в российский некоммерческий сектор он ответил туманно: «Динамика постоянно меняется. Поэтому оглашение конкретной цифры может только дезориентировать общество».

Дольше всех на совещании выступала член Общественной палаты Вероника Крашенинникова, которой было разрешено нарушить регламент кратких выступлений. Она упомянула конкретные организации, к которым, судя по всему, и будет приковано внимание составителей «патриотического стоп-листа».

По словам Крашенинниковой, США осуществляют финансирование НКО в других странах через два основных канала: Агентство США по международному развитию (USAID) и Национальный фонд поддержки демократии. USAID прекратило свою деятельность в России осенью 2012 года, однако, по словам общественника, «средства продолжают идти в Россию другими путями».

Деньги поступают к НКО не напрямую, а через другие неправительственные организации. В частности, с Национальным фондом поддержки демократии связаны Национальный демократический институт, Международный республиканский институт, Международный центр частного предпринимательства.

А USAID, в свою очередь, финансирует фонд «Евразия», который активно занимался неправительственными организациями в Казахстане и Таджикистане.

Также, по словам Крашенинниковой, НКО финансируются через Freedom House и Фонд Макартуров. Последний является частной организаций, добавила она: «В США интересы капитала совпадают с интересами государства».

Косачев не исключил, что в «стоп-лист» могут попасть Фонд Сороса, Фонд национальной поддержки демократии и Национальный демократический институт.

По словам Косачева, всего подобных организаций около двух десятков; «не все из них попадут в «стоп-лист», но каждая из НКО станет предметом тщательного рассмотрения».

Замглавы МИД РФ Геннадий Гатилов поддержал других выступающих. «МИД РФ уже давно обращает внимание на то, что значительное количество структур, действующих в зарубежных странах и называющихся неправительственными организациями, на самом деле таковыми не являются и на самом деле финансируются государственными структурами», — заявил Гатилов.

По словам первого замминистра юстиции Сергея Герасимова, необходимо создать механизмы работы НКО, которые, абстрагируясь от политической деятельности, аккумулируют иностранное финансирование, чтобы в дальнейшем поддерживать уже политические НКО.

Профильные комитеты Совфеда 8 июля предложат верхней палате проект заявления, в котором уже «будет предложен конкретный патриотический стоп-лист». «Это должен быть конкретный и доступный стоп-лист, и его подготовка должна быть гласной. Этот документ не должен быть статичным», — заявил Косачев.

В США никогда не скрывали, что американские некоммерческие организации занимаются защитой прав человека в других странах, а также деятельностью, которая может считаться политической: например, подготовка волонтеров для наблюдения за ходом выборов.

Наиболее известными в мире американскими организациями такого рода являются Международный республиканский институт и Национальный демократический институт. Последним руководит экс-госсекретарь Мадлен Олбрайт, организация ставит своей задачей укрепление политических и гражданских организаций, повышение открытости и выборов.

Freedom House провозглашает своей задачей защиту свободы по всему миру. С американским правительством она никак не связана, однако в совете директоров немало влиятельных отставников, как правило, в основном из числа консервативных республиканцев. Самый известный аналитический продукт Freedom House — рейтинг свободы в мире, в котором Россия занимает низкие позиции.

Источник: gazeta.ru