В Петербурге состоялось первое судебное решение по делам об «иностранных агентах». Мировой судья постановил привлечь некоммерческую организацию ЛГБТ «Международный кинофестиваль «Бок о бок» к административной ответственности, предусмотренной ст. 19.34 КОАП и оштрафовать на полмиллиона рублей.
В Петербурге состоялось первое судебное решение по делам об «иностранных агентах». Мировой судья постановил привлечь некоммерческую организацию ЛГБТ «Международный кинофестиваль «Бок о бок» к административной ответственности, предусмотренной ст. 19.34 КОАП и оштрафовать на полмиллиона рублей.
В этом деле суд назначил максимальное наказание — штраф в 500 тыс. рублей, когда в трёх других случаях (две организации ГОЛОС и Костромской центр поддержки общественных инициатив) суд ограничился минимальным штрафом в 300 т.р. Мы ожидаем итогового постановления суда, что бы понять чем же мотивировано применение высшей меры ответственности.
Второе и последнее заседание по делу в отношении ЛГБТ-кинофестиваля в 206 участке мирового суда продолжалось 4 часа. Желающие узнать судьбу первых в Петербурге «иностранных агентов» не помещались в маленьком зале. Судья Олег Камальдинов был снисходителен, он разрешил стоять тем, кому не хватило скамеек. Он вообще вёл процесс до предела демократично, был добродушен, адвокатов слушал с подчёркнутым вниманием, тут же делал пометки на компьютере, дружелюбно шутил.
Потеснив других зрителей, в дверях встал накачанный и коротко стриженый молодой человек. В чёрной футболке, вытянутых спортивных штанах и пластмассовых шлёпанцах. На шее виднелась чёрная верёвочка, на ней угадывался крест. На вопрос «Фонтанки» он ответил, что явился просто послушать: ну, интересует его «эта тема». Какая «эта»? Ну, эта — ориентации. Когда говорили адвокаты, он громко покашливал и играл желваками. Он так не вписывался в публику, пришедшую поддержать ЛГБТ-сообщество, что на него опасливо косились. А он разминал кулаки, щёлкая костяшками пальцев.
Напомним, что в марте-апреле прокуратура по всей стране начала выявлять некоммерческие организации, которые, вопреки вступившим в силу в ноябре 2012-го поправкам к Закону об НКО, не встали на учёт как "иностранные агенты" и не снабдили свою изопродукцию соответствующей надписью. При этом получали зарубежные гранты и занимались, по версии прокуратуры, политикой. В разных регионах политической признали деятельность самых разных организаций, в основном — правозащитных. В Подмосковье «политическим» вдруг стало общество «Помощь больным муковисцидозом», в Приамурье — «Муравьёвский парк природопользования» (журавлиный заказник).
В Петербурге обозначился собственный тренд: одним из "иностранных агентов" прокуратура считает центр «Мемориал», который защищает права мигрантов. Кроме того, в городе, одним из первых принявшем закон о запрете пропаганды гомосексуализма среди несовершеннолетних, "иностранными агентами" прокуратура назвала две ЛГБТ-организации.
Дело "Бок о бок" началось, как выяснилось в суде, когда прокурор Центрального района решил вдруг проверить, насколько законно организация использует свою эмблему. И узнал, что знак не зарегистрирован. Тогда-то в НКО и пришли уже с детальной проверкой. И выяснили, что она в 2012 году проводила ЛГБТ-кинофестиваль и печатала брошюру "Вместе остановим гомофобный закон", что, по версии прокуратуры, является политической деятельностью. В то же время "Бок о бок" получала гранты от Нидерландов, Швеции, Норвегии и Великобритании. В отношении организации и её руководителя были вынесены постановления о возбуждении административного производства по двум частям статьи КоАП об "иностранных агентах": за то, что не зарегистрировались, и за то, что не снабдили брошюру "биркой". Первое заседание в мировом суде состоялось 2 недели назад.
В четверг, 6 июня, защита огласила свои возражения. Представитель прокуратуры, молодая девушка, лишь время от времени зачитывала по бумажке вялые возражения. Назвать этот процесс состязательным не повернулся бы язык.
Помимо прочего, адвокаты назвали проверку незаконной: по их утверждению, прокуратура не имеет права проверять некоммерческие организации, это — полномочия Минюста. Кроме того, статья в нынешней формулировке не соответствует Конституции, потому что содержит слишком большой простор для произвола: политической может быть признана любая деятельность, и любая организация станет "иностранным агентам".
— Представьте себе ТСЖ, где один из членов — гражданин Украины, — привёл пример адвокат Сергей Голубок. — Тогда это — тоже некоммерческая организация, у которой есть иностранное финансирование. И вот это ТСЖ пишет письмо с требованием переставить мусорные бачки, то есть — пытается воздействовать на орган власти. Оно тоже должно быть зарегистрировано как "иностранный агент"?
Судья отклонил все ходатайства такого толка о прекращении производства. И тогда адвокаты перешли к аргументам уже совсем по делу.
Они вызвали в суд свидетельницу, и та показала: кампания против "гомофобного закона", которую упоминала в постановлении прокуратура как часть политической деятельности НКО, проходила с ноября 2011-го по март 2012-го (она касалась петербургского законодательства). В ту пору "иностранных агентов" и в проекте не было. Кроме того, суду представили счета-фактуры и накладные, которые доказывали: брошюра, послужившая одной из главных причин возбуждения дела, была напечатана и отгружена типографией 23 октября 2012 года. То есть — за месяц до вступления в силу так называемого "закона об "иностранных агентах". Письма из иностранных консульств, приобщённые к делу по ходатайству защиты, доказывали, что и иностранные гранты "Бок о бок" тоже получала задолго до вступления закона в силу. А закон, как известно, обратной силы не имеет.
Представитель прокуратуры негромко зачитала по бумажке: в брошюре упомянут "закон об "иностранных агентах", а значит, она издана после 20 ноября. Адвокаты напомнили, что закон был принят в июле, с тех пор его кто только ни упоминал. На этом спор о сроках книгопечатания закончился. В зале перешёптывались: защита выиграла дело "всухую".
Следующим пунктом адвокаты напомнили, что срок давности по административным делам, которые подлежат рассмотрению судами, составляет 3 месяца. И даже если бы в октябре 2012-го новая редакция Закона об НКО уже работала, дело по брошюре можно было возбудить только до января 2013-го. Прокуратура опоздала со своими проверками ещё на 3 месяца, и её постановление увидело свет в мае, когда срок давности истёк.
И, наконец, сама по себе статья Закона об НКО, которая обязывает грантополучателей называть себя "иностранными агентами" содержит чёткие исключения – кому можно брать деньги от иностранцев, не получая неприятного статуса. К таким, в частности, относятся организации, работающие в сфере культуры. Это – уставная деятельность "Бок о бок", вот почему эта НКО, по утверждению адвокатов, не может быть признана "иностранным агентом", даже если отбросить все остальные причины.
– Регистрация в реестре – это не просто формальность, это – дискриминация, – напоследок обратился к судье адвокат Сергей Голубок нежелание своих клиентов попадать в "иностранные агенты". – Она имеет не только психологические, но и юридические последствия: более частые внезапные проверки, больше оснований для прекращения деятельности, дополнительные требования с материальной стоимостью – аудиторские проверки.
И речь идёт не только и не столько об ЛГБТ-сообществе. Адвокат Голубок добавил: законом об "иностранных агентах" государство хочет загнать некоммерческие организации, главным образом – правозащитников, "в резервацию, из которой их можно в любой момент вытащить и привлечь кого угодно – в зависимости от того, как они высказываются"…
Мировой судья Олег Камальдинов с большим вниманием выслушал все эти доводы. На то, чтобы обдумать их и взвесить, он отвёл себе 10 минут. Объявил на это время перерыв и удалился в совещательную комнату. С кем совещаются судьи, когда уходят туда, — тайна. Мировой судья 206-го участка чуть задержался: он совещался 20 минут. И вышел с готовым постановлением.
Ввиду позднего времени, объявил он, поскольку рабочий день закончен, оглашена будет только резолютивная часть — само по себе постановление. Мотивировочную, то есть — объяснения, стороны могут получить через 3 дня.
Суд постановил привлечь к административной ответственности ЛГБТ-организацию «Международный кинофестиваль «Бок о бок» по статье 19.34 КоАП, частям первой и второй — работа «иностранного агента» без регистрации в реестре и выпуск продукции без указания, что её авторы — «иностранный агент». Каждая часть предусматривает штрафы от 300 до 500 тысяч рублей.
Судья Камальдинов остался снисходителен и великодушен до самого конца слушаний: он оштрафовал «Бок о бок» всего на полмиллиона — по обеим частям сразу. Теперь ЛГБТ-организации надо не только заплатить штраф, но и признать себя "иностранным агентом".
Ирина Тумакова
Источник: xs.gay.ru