Закон об особом статусе журналиста ляжет на стол Медведеву на этой неделе

Журналисты нуждаются в большей защите государства, чем представители многих других профессий, заявил в понедельник Дмитрий Медведев.

Журналисты нуждаются в большей защите государства, чем представители многих других профессий, заявил в понедельник Дмитрий Медведев. Между тем законодательная база для этого уже готовится: Совет при президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека обсуждает соответствующие поправки в Уголовный кодекс. Согласно им, журналисты и правозащитники получат особый статус — напавший на них может понести наказание от шести лет лишения свободы. Однако некоторые представители СМИ сомневаются, что подобная норма в России будет работать.
«Журналисты — это люди, которые находятся в зоне повышенного риска»,— заявил Дмитрий Медведев 8 ноября, поздравляя в своей резиденции в Горках коллектив «Российской газеты» с 20-летием издания. По его словам, реакция на посягательства на здоровье и жизнь представителей СМИ должна быть более острой, чем в других случаях в силу общественной значимости их труда.
Тема защищенности представителей СМИ возникла на фоне широкого резонанса, вызванного нападением на корреспондента «Коммерсанта» Олега Кашина. В ночь на 6 ноября он был зверски избит куском арматуры у подъезда собственного дома и до сих пор находится в тяжелом состоянии в реанимации 36-й горбольницы. Следствие связывает нападение с материалами журналиста на общественно-политическую тематику, которые Кашин публиковал не только в газете, но и в своем блоге.

Уйти от малозначительности

Между тем 8 ноября стало известно, что Совет при президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека уже подготовил законопроект, ужесточающий ответственность за нападение на журналистов и правозащитников. Об этом рассказал председатель совета Михаил Федотов.
По его словам, в проекте предусматривается повышение ответственности за воспрепятствование законной деятельности журналиста, если это сопряжено с насилием или угрозой насилия. Федотов отметил, что такая статья в УК есть (ст. 144), но работает очень плохо, несмотря на массу случаев нападений на журналистов. По его мнению, причина в том, что преступление считается малозначительным— если наказание за него меньше шести лет тюрьмы и «никто им не занимается». Таким образом, с ужесточением наказания защита журналистов будет обеспечена лучше.
Как рассказал Федотов, текст законопроекта уже готов и в ближайшие дни документ будет передан президенту.
От шести лет тюрьмы
Как пояснил председатель Национального антикоррупционного комитета и член совета Кирилл Кабанов, законопроект начали разрабатывать около полугода назад при участии целого ряда экспертов.
«Тогда пошла череда нападений на журналистов и правозащитников по Химкинскому лесу,— напомнил он.— Это стало просто массовым явлением».
По словам Кабанова, совет предлагает добавить в Уголовный кодекс РФ две отдельные статьи: «нападение на общественного деятеля» и «нападение на журналиста».

По закону
Согласно статье 144 УК, максимальная санкция за воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов «путем принуждения их к распространению либо к отказу от распространения информации»— два года тюрьмы. Нападение на журналиста карается так же, как на любого другого гражданина.
Согласно статье 318 УК, применение насилия в отношении представителя власти, не опасного для жизни или здоровья (а равно угроза этого), может повлечь лишение свободы на срок до 5 лет. Если же травма будет признана опасной, наказание возрастает— от 5 до 10 лет тюрьмы.

«Смысл в том, чтобы придать правозащитникам и журналистам особый статус лиц, выполняющих общественный долг,— пояснил он.— По аналогии с нападением на милиционера или на чиновника. Ввести наказание за угрозу жизни и здоровью. Например, сломал руку журналисту— сел на шесть лет. Между прочим, в ряде стран уже давно действуют такие законы, в Америке, например».
По словам Кабанова, текст законопроекта находится в стадии последнего обсуждения— 9 ноября планируется специальное заседание совета по этому поводу.

Неработающий закон

Между тем некоторые представители СМИ оказались не в восторге от такой инициативы. Так, главный редактор «Новой газеты» Дмитрий Муратов просто не верит, что предлагаемая норма будет работать.
«Проблема не в области законодательства,— пояснил он GZT.RU.— Пока не будет в первый раз наказан заказчик, а не только исполнители, ничего все равно не изменится. Сейчас в России сложилась такая атмосфера, что нападение на журналистов, избиение, убийство— стали чуть ли не нормой. Это— доблесть, одобренная государством. Все знают, что фото Кашина с пометкой „будет наказан“ было на сайте „Молодой гвардии“, то есть согласовано с правительством, одобрено. Поэтому законы менять нет смысла, должна в первую очередь измениться обстановка в обществе».
С ним не согласен Кирилл Кабанов. По его словам, на стадии обсуждения законопроекта многие журналисты высказывали похожую точку зрения: мол, зачем это все нужно, ведь все равно дела не раскрываются.
«Но тогда нужно убрать и статью за убийство, ведь многие тоже не раскрываются,— дискутирует он.— Законы должны быть хорошими, а потом, нужно заставлять их исполнять. Закон— это позиция президента, та самая политическая воля».

Двух зайцев

Кроме того, по мнению Кабанова, нужно четко, указом президента, прописать реакцию власти на разоблачающие публикации в СМИ.
«Раньше действовал президентский указ № 810 от 1996 года,— напомнил он.— По которому правоохранительные органы должны были начать проверку фактов, изложенных в публикации,— в течение трех дней, а через две недели сообщить о результатах. На самом деле эта норма не работала, и как только СМИ обратили на это внимание власти, его сразу отменили как неактуальный. Но он до сих пор очень актуален! Сейчас прокуратура просто не обращает внимания на публикации, хотя обязана это делать. И мы видим, что вся страна полгода говорит о преступлении, а потом глава ведомства заявляет, что он не в курсе— у него, мол, нет заявления! Работа журналиста должна отслеживаться не тогда, когда ему проломили голову, а тогда, когда он только написал о чьем-то преступлении».
Кабанов подчеркнул, что новый аналогичный указ президента повысит и ответственность самих журналистов за факты, указанные в их публикациях. Таким образом, снизится и количество клеветы в СМИ.
По материалам: gzt.ru