В московский закон о митингах внесли ограничения для автолюбителей

Теперь акции протеста с участием автомобилей придется согласовывать не только с мэрией Москвы, но и с ГИБДД. Мосгордума 6 апреля приняла сразу во втором и третьем чтениях разработанный мэрией Москвы законопроект, ужесточающий правила проведения акций протеста с участием автомобилей. Еще месяц назад в первой редакции документа предполагалось запретить мероприятия во время «опасных природных явлений» и на дорогах с одной проезжей частью, коих в столице подавляющее большинство. Под давлением оппозиции эти нормы из финальной редакции документа убрали.

Теперь акции протеста с участием автомобилей придется согласовывать не только с мэрией Москвы, но и с ГИБДД. Мосгордума 6 апреля приняла сразу во втором и третьем чтениях разработанный мэрией Москвы законопроект, ужесточающий правила проведения акций протеста с участием автомобилей. Еще месяц назад в первой редакции документа предполагалось запретить мероприятия во время «опасных природных явлений» и на дорогах с одной проезжей частью, коих в столице подавляющее большинство. Под давлением оппозиции эти нормы из финальной редакции документа убрали. Вместо этого появились другие, позволяющие, по мнению экспертов, запрещать акции фактически по любому поводу.
Принятые сразу в двух чтениях поправки к столичному закону о проведении собраний, митингов, демонстраций разработаны департаментом региональной безопасности Москвы и внесены в Мосгордуму столичным мэром Сергеем Собяниным. Речь идет о введении правил проведения акций протеста с участием автомобилей (до сих пор таких норм не существовало ни на московском, ни на федеральном уровне).
Отметим, что за последние годы в России появилось много общественных организаций по защите прав автомобилистов, которые регулярно проводят акции протеста в виде автопробегов, например, против мигалок на дорогах, роста цен на бензин, увеличения транспортного налога и штрафных санкций. Как правило, мероприятия признают незаконными и разгоняют с помощью ГИБДД. Обычно Госавтоинспекция использовала для этого формальные поводы — проверку документов, талона техосмотра, страховки, что, как правило, позволяло лишь на время нейтрализовать участников пробега. Отсутствие действенного способа по запрету акций фактически и вынудило власти модернизировать законодательство.
В середине марта поправки были приняты в первом чтении. Предполагалось, в частности, что акции запретят проводить во время «опасных природных явлений» (например, под дождем, во время снегопада, метели или аномальной жары). Кроме того, автопробеги планировалось ограничить на дорогах «с одной проезжей частью в каждую сторону». Отметим, что таких улиц в Москве большинство: более двух проезжих частей имеют редкие магистрали с разделительной полосой (или ограждением) и дублером (например, Каширское шоссе или Ленинский проспект).
После того как законопроект вызвал возмущение общественности и автомобилистов, эти нормы убрали, но остальные ограничения остались. К примеру, автомобильную акцию по-прежнему надо будет согласовывать с ГИБДД, которая имеет право наложить на нее запрет. Кроме того, в заявке организаторы обязаны указать среднюю скорость автомобилей в колонне и протяженность маршрута. Акцию запретят проводить также при ремонте дорог и штормовом предупреждении. Ко второму чтению появились и новшества: автопробеги запретят «в охранных зонах, а также в иных местах с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными актами».
«Видно, что перед депутатами стояла цель организовать чиновникам пространство для маневров при запрете акций. По этой же причине никто не советовался и с общественными организациями при законопроектной работе,— считает активист движения автомобилистов «Синие ведерки» Петр Шкуматов.— В результате появились положения, которые чиновники могут трактовать по-своему. Запретить автопробег смогут, сославшись, к примеру, на ограничения в других законах и нормативных актах». Господин Шкуматов отметил сохранившуюся норму о ремонте дороги: «Желая запретить акцию, власти смогут оперативно организовать ремонт какой-нибудь небольшой ямки, пригнав туда спецтехнику». Он не исключил, что с принятием закона проведение акций усложнится, поскольку «раньше мы соблюдали лишь ПДД, теперь появился закон».
«Основная задача, которая перед нами стояла,— обеспечить комфорт не митингующим, а москвичам, которые не могут из-за акций протеста доехать на дачу, в кино и по своим делам»,— призналась «Ъ» председатель комиссии Мосгордумы по безопасности Инна Святенко. Принятые поправки вступают в силу через два месяца с момента официального опубликования.
По материалам: ombudsmanrf.org

Комментарий Сергея Федулова, юриста БФ «Экологическую и социальную справедливость». Подобные законы в скором времени будут приниматься по всей стране и скорее всего будут типовыми. Необходимость бороться со всё нарастающим протестным движением автомобилистов у власти назревает последние пару лет. Чётких норм закона, регулирующих массовые акции на автодорогах не было. На наш взгляд необходимость согласования кроме администрации ещё и с ГИБДД приводит к затягиванию процесса согласования и значительно усложняет его. Теперь необходимо получать не одну, а сразу несколько подписей. Каким образом должна проходить процедура оспаривания отказа и согласования вообще.
ИА "Article20"
[email protected]