В выходные во многих регионах России опять прошли акции протеста дальнобойщиков, недовольных запуском «Платона» — новой системы взимания платы с грузовиков массой более 12 тонн. Все чаще звучали разговоры о том, что протестовать надо ехать в Москву: акция здесь изначально была запланирована на 30 ноября. Но пока она откладывается как минимум до 4 декабря. Даже те, кто собрались в столицу, еще не доехали до нее, в том числе, из-за серьезного противодействия сотрудников ГИБДД. Фуры обыскивает полиция и блокирует их движение. Некоторые протестующие еще только выезжают из своих городов, а на подъездах к Москве уже стоят посты, усиленные сотрудниками ОМОНа.
В выходные во многих регионах России опять прошли акции протеста дальнобойщиков, недовольных запуском «Платона» — новой системы взимания платы с грузовиков массой более 12 тонн. Все чаще звучали разговоры о том, что протестовать надо ехать в Москву: акция здесь изначально была запланирована на 30 ноября. Но пока она откладывается как минимум до 4 декабря. Даже те, кто собрались в столицу, еще не доехали до нее, в том числе, из-за серьезного противодействия сотрудников ГИБДД. Фуры обыскивает полиция и блокирует их движение. Некоторые протестующие еще только выезжают из своих городов, а на подъездах к Москве уже стоят посты, усиленные сотрудниками ОМОНа.
Первые акции против введения в ноябре в действие системы «Платон» (с фур, которых в России практически 2 миллиона, предполагалось взимать по 3,73 рубля за километр, но в ноябре стоимость временно была снижена до 1,52 рубля) состоялись 11 ноября. И с тех пор протест только разгорался.
Крупнейшим очагом первых двух недель протеста стал Дагестан. Здесь бастовали более 17 тысяч человек, а грузовики стояли на протяжении 57 километров вдоль трасс. Это дальнобойщики Дагестана чуть ли не первыми придумали ехать в Москву на акцию протеста. С ними тут же встретились представили Минтранса и правительства Дагестана. В Росавтодоре поспешили заявить, что «конфликтная ситуация исчерпана». Только в эти выходные колонны автомобилей все-такивыдвинулись в сторону Москвы.
В Санкт-Петербурге решение ехать в Москву окончательно было принято в субботу, 28 ноября, после закрытой встречи дальнобойщиков с министром транспорта РФ Максимом Соколовым. На встречу пустили далеко не всех желающих, а те, кто все же туда попал, рассказали, что Соколов слушать их не стал, «Платон» не отменяют.
Одним из координаторов протеста дальнобойщиков в Санкт-Петербурге достаточно неожиданно стал оппозиционный политик Сергей Гуляев. Он служил в Афганистане, участвовал в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, был депутатом заксобрания Санкт-Петербурга. В 2007 году выступал организатором петербургских «Маршей несогласных», и несколько раз эти акции были куда многолюднее, чем аналогичные в Москве. В 2015-м попробовал баллотироваться в губернаторы Санкт-Петербурга от партии «РПР-Парнас», но не собрал подписи.
На обвинения в том, что он не имеет отношения к дальнобойщикам, Гуляев отвечал, что выполнил 30 рейсов на войне в Афганистане в должности старшего колонны в 20–60 машин.
В целом, протест дальнобойщиков более или менее организован только на местном уровне. В субботу и воскресенье митинги дальнобойщиков прошли в многих регионах России — в Казани, Пскове, Ижевске, Красноярске и других городах. В Нижнем Новгороде и Дагестане полиция задержала по сорок водителей. В Новосибирске участники митинга решили «держаться вместе, в системе не регистрироваться, требовать полной отмены „Платона“, требования адресовать федеральным властям», сообщил новосибирский оппозиционер Сергей Бойко.
В Екатеринбурге дальнобойщики собрались в воскресенье на придорожной стоянке на 40-м километре Екатеринбургской кольцевой дороги. Мэр города Евгений Ройзман и министр транспорта Свердловской области Александр Сидоренко приехали к ним на встречу, а «рабочий» полпред Игорь Холманских, которого дальнобойщики звали пообщаться, на митинге так и не появился. Водители поехали к Холманских сами, однако подъезды к зданию полпредства оказались заблокированы. Сам же полпред заявил что с дальнобойщиками встречаться не будет: от их имени «выступают люди, далекие и от их труда, и от их интересов, люди, цель которых состоит в том, чтобы проверить на прочность стабильность политической системы».
Одной из самых крупных стала акция протеста в Ростове, где собрались водители из Ростовской области, Краснодарского края, Волгоградской области и из республик Кавказа. На митинге приняли ультиматум к властям, потребовав отключить и демонтировать систему «Платон» до 3 декабря.
«Мы проинформировали водителей, чтобы [30 ноября] никаких акций не проводилось. Мы решили дать время правительству и депутатам Госдумы, чтобы они отреагировали на прошлые акции и приняли соответствующие меры. Если водителей не отключат от системы „Платон“ 3 декабря дальнобой пойдет на Москву», — заявил глава местного профсоюза дальнобойщиков Александр Котов.
Свое видеобращение Котов закончил словами, обращенными к президенту Владимиру Путину: «Успокой, Владимир Владимирович, свой собственный народ. Мы не хотим бузы, мы хотим кормить свои семьи, мы хотим честно работать, честно зарабатывать свой собственный хлеб и помогать Родине перевозить грузы». Многие дальнобойщики не критикуют российские власти, объектом их ненависти стал предприниматель Игорь Ротенберг, который владеет 50% акций управляющей «Платоном» компании «РТ-Инвест транспортные системы».
Минтранс России в воскресенье сообщил, что грузовой транспорт на федеральных трассах передвигается в штатном режиме, а большегрузы выполняют свои рабочие рейсы по доставке грузов заказчикам. Только вот одновременно с этим направляющихся в Москву дальнобойщиков блокировали по всей стране. Выехавших из Волгоградской области полицейские задерживали якобы в рамках контртеррористической операции. Под Нижним Новгородом полицейские удерживали фуры еще с субботы под любыми предлогами. В воскресенье полиция остановила колонну дагестанских дальнобойщиков в Калмыкии. Координатора движения дальнобойщиков из Санкт-ПетербургаАлександра Расторгуева в воскресенье отправили в суд за неоплаченный штраф на сумму 500 рублей. В понедельник его автомобиль снова задержали по дороге в Москву, и на эвакуаторе повезли обратно.
Состоится акция протеста дальнобойщиков в Москве или нет — говорить еще рано. Противодействие со стороны полиции только усиливается. На подъездах к столице были замечены бойцы ОМОНа. Александр Расторгуев говорит, что дальнобойщики в ближайшие дни продолжат ехать в Москву разрозненными группами: «Идти колонами бесполезно, потому что сразу вычисляют. Те, кто уже подъехал к Москве, будут ждать остальных там».