От “Болотного дела” к “Исаакиевскому”?

В Петербурге начались допросы участников несогласованной властями демонстрации протеста против фальсификации на выборах президента, которая состоялась 5 марта 2012 года на Исаакиевской площади города. Уголовное дело возбуждено по статье, которая от допрашиваемых активистов скрывается. А правозащитники уже окрестили его "Исаакиевским делом" – по аналогии с "Болотным".

В Петербурге начались допросы участников несогласованной властями демонстрации протеста против фальсификации на выборах президента, которая состоялась 5 марта 2012 года на Исаакиевской площади города. Уголовное дело возбуждено по статье, которая от допрашиваемых активистов скрывается. А правозащитники уже окрестили его "Исаакиевским делом" – по аналогии с "Болотным".

Вечером 5 марта 2012 года у Мариинского дворца на Исаакиевской площади Петербурга собрались несколько тысяч человек, выступавших против фальсификаций на президентских выборах, состоявшихся накануне. Тогда в Петербурге при явке в 47 процентов Владимир Путин победил с 59 процентами голосов. Первыми на митинге, который не был санкционирован, были задержаны депутаты Законодательного собрания города из фракций КПРФ и "Яблоко", а также активисты несистемной оппозиции. Затем омоновцы стали разгонять и сам митинг. Протестанты бросили в омоновцев несколько мандаринов, но активного сопротивления не оказали. Ближе к восьми часам вечера кто-то из группы подростков кинул бутылку с горючей смесью в автобус ОМОНа. Огонь быстро потушили, пострадавших не было.

Всего полиция задержала около трехсот человек, однако большинство из них было отпущено через несколько часов прямо из "автозаков". Остальных, как минимум, переписали в отделах полиции, но никаких уголовных дел в их отношении не возбуждалось. Оперативники вяло провели допросы задержанных, пытаясь найти кинувших "коктейль Молотова", но безуспешно. На этом все и закончилось.

Допрашиваются как свидетели все те лица, которые были задержаны 5 марта 2012 года в административном порядке на Исаакиевской площади.

Вновь об этом деле" вдруг вспомнили на минувшей неделе, два с половиной года спустя. В правозащитную группу под названием "Помощь задержанным в Питере" стали обращаться граждане, которые были задержаны тогда на Исаакиевской площади. Они рассказывали, что их вызывают в качестве свидетелей на допросы в прокуратуру Адмиралтейского района. Причем некоторым повестки приносят домой лично оперативники уголовного розыска. Рассказывает петербургский правозащитник Динар Идрисов, активно сотрудничающий с группой "Помощь задержанным в Питере".

– Они обращаются в группу за юридической помощью. Именно благодаря деятельности группы мне стало известно о том, что возбуждено некое уголовное дело. Оно находится под контролем прокуратуры Адмиралтейского района и в производстве Следственного управления того же района. Возбуждено оно было по указанию "сверху". На данный момент известно, что допрашиваются как свидетели все те лица, которые были задержаны 5 марта 2012 года в административном порядке на Исаакиевской площади и были доставлены в отделы полиции. Однако здесь надо отметить, что задержано тогда было очень большое количество людей, около трехсот, но большая часть, около двухсот, в последующем отпустили из "автозаков". И лишь около ста человек были доставлены в отделы полиции Адмиралтейского и Центрального районов.

Случились провокационные, с точки зрения оппозиционеров, события со стороны группы неизвестных лиц, которые пытались поджечь "автозак"

Именно в отношении тех лиц, по которым были составлены протоколы об административных нарушениях, сейчас и проводятся следственные действия в виде допросов их в качестве свидетелей. Следствие интересуется действиями этих людей и подробностями событий, свидетелями которых они являлись. Напомню, что в тот день не только собралось большое количество несогласных с фальсификацией президентских выборов, но случились провокационные, с точки зрения оппозиционеров, события со стороны группы неизвестных лиц, которые пытались поджечь "автозак", бросив под него "коктейль Молотова". Некоторые  из очевидцев видели этих людей, они выглядели как подростки с закрытыми лицами. Задержаны они не были. По этой части произошедших событий еще тогда в 2012 году опрашивалось несколько десятков человек из числа задержанных, и никому никаких претензий со стороны правоохранительных органов с тех пор за все это время не предъявлялось.

– Сколько человек получили повестки?

– Сейчас группа "Помощь задержанным в Питере" располагает данными о том, что повестки получили более десяти человек. Половина из них уже была опрошена. Исходя из того, что данные есть на сто человек, задержанных на Исаакиевской площади, у нас есть основания считать, что их будут допрашивать также.

– Известно, по какой статье возбуждено это уголовное дело?

– Нет. Свидетелям об этом не сообщают. Но, по всей видимости, следствие интересуется именно событиями, связанными с поджогом "автозака", а данные действия могут быть квалифицированы различным образом. От хулиганских действий из каких-нибудь побуждений, порчи имущества опасным способом с тем или иным мотивом путем поджога, посягательство на жизнь сотрудников правоохранительных органов и так далее. Здесь очень широкий спектр уголовных статей, которыми можно квалифицировать действия этих провокаторов, совершивших попытку поджога полицейского транспорта, – говорит Динар Идрисов.

Вопросы задавались по факту бросания бутылки в "автозак" с омоновцами.

Сейчас свидетели отказываются идти на контакт с журналистами, опасаясь, что разглашение подробностей допросов может вызвать негативную реакцию у сотрудников прокуратуры. То, что от свидетелей, вызываемых на допросы, скрывают статью возбужденного уголовного дела, подтвердил и адвокат одного из них, Сергей Костюк, также не назвав фамилию своего подзащитного:

– Говорить о том, что инкриминируется моему подзащитному, пока рано, поскольку он вызывался для допроса в качестве свидетеля, и в этом качестве он не может быть осведомлен о намерениях следствия. Ему было лишь разъяснено, по факту чего ему задаются вопросы. А они задавались по факту бросания бутылки в "автозак" с омоновцами. Следователей интересовало: известно ли ему об этом что-нибудь. Подзащитный сообщил, что ему ничего не известно. На этом все и закончилось.

Сергей Костюк, придя в прокуратуру, стал невольным свидетелем допроса еще одного молодого человека, проходящего по "Исаакиевскому делу":

– Мы подошли для допроса к 11 часам, как нам и назначили, и в это время там допрашивали другого молодого человека. Мы прождали час, а поскольку мы находились напротив кабинета, дверь в который была открыта, мы слышали, о чем его допрашивали. В течение часа ему задавались вопросы: где вы стояли, где стояли полицейские, куда вы переместились, куда переместились полицейские? Эти вопросы повторялись в течение часа. Потом, когда мы возмутились такой задержкой, к нам пригласили еще одного следователя, который в этом же кабинете нас стал допрашивать. Когда он узнал, что я – адвокат, он сократил нашу беседу до пяти минут. Задал те же вопросы и сразу же отпустил. А того парня так и продолжили допрашивать, когда мы уходили. У него не было адвоката, он был один.

Адвокат Сергей Костюк, в прошлом – следователь, предполагает, что это дело решили раскрутить сейчас из-за того, что обострилась политическая ситуация в стране:

– Я могу только предполагать. Вряд ли можно больше двух лет ничего не предпринимать по совершенному преступлению. Я, как следователь в прошлом, прекрасно понимаю, что это (допрос свидетелей) – первичные, неотложные следственные действия. Видимо, тогда это было неактуально, а сейчас, видимо из-за политики, стало актуально. Вот они и стали выполнять такие простые процессуальные действия, которые должны были выполняться еще два года назад. Я не думаю, что сейчас из всего этого последует что-то серьезное. И оснований, честно говоря, к этому никаких нет.

А депутат Законодательного собрания Борис Вишневский, который был также задержан 5 марта 2012 года на Исаакиевской площади, не верит, что в Петербурге фабрикуют уголовное дело по примеру московского "Болотного дела":

– Вероятность невелика, потому что прошло два с половиной года. Если бы хотели кому-нибудь "впаять уголовку", это было бы сделано сразу. Тогда все претензии возникали сразу в рамках якобы административных правонарушений. "Якобы" потому, что их там практически не было. Я это помню. Я ведь следующий день провел у мирового суда, где пытался добиться ускоренного рассмотрения дел. Я не думаю, что сейчас из всего этого последует что-то серьезное. И оснований, честно говоря, к этому никаких нет. Хотя, конечно, тот факт, что людей куда-то вызывают, не может не тревожить. Мне, честно говоря, совершенно непонятно, с чем это может быть связано. Там не было никакого состава преступления. Скорее всего, это – очередной психологический "наезд" на оппозиционеров.

Как бы там ни было, Правозащитный совет Санкт-Петербурга, как сообщила его председатель Наталия Евдокимова, взял это дело под свой контроль. 

Виктор Резунков

Источник: Свобода