В деле Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) против России впервые примут участие специальный докладчик ООН по вопросу о положении правозащитников Мишель Форст и московский Институт права и публичной политики (ИППП). Страсбургский суд допустил их в качестве третьих лиц в дело 61 некоммерческой организации (НКО) — иностранного агента. Ранее в этот процесс уже вступил комиссар по правам человека Совета Европы (СЕ). Венецианская комиссия (ВК) СЕ 2 июня напомнила о несоответствии норм закона РФ об иностранных агентах европейским стандартам.
В деле Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) против России впервые примут участие специальный докладчик ООН по вопросу о положении правозащитников Мишель Форст и московский Институт права и публичной политики (ИППП). Страсбургский суд допустил их в качестве третьих лиц в дело 61 некоммерческой организации (НКО) — иностранного агента. Ранее в этот процесс уже вступил комиссар по правам человека Совета Европы (СЕ). Венецианская комиссия (ВК) СЕ 2 июня напомнила о несоответствии норм закона РФ об иностранных агентах европейским стандартам.
ЕСПЧ удовлетворил ходатайство ИППП и специального докладчика ООН о вступлении в дело ""Экозащита" и другие против России" (в нем объединены жалобы 61 НКО–иностранного агента). Об этом говорится в уведомлении, поступившем на прошлой неделе в правозащитные организации "Сутяжник", "Мемориал" и другим заявителям. Решение принято председателем третьей секции ЕСПЧ Хеленой Ядерблум (Швеция). Согласно Конвенции по защите прав человека и регламенту ЕСПЧ, "в интересах надлежащего отправления правосудия" суд может пригласить "любое заинтересованное лицо, не являющееся заявителем, представить письменные замечания или принять участие в слушаниях". Комиссар СЕ по правам человека сам вправе вступать в любое дело, чем воспользовался занимающий этот пост Нилс Муйжниекс.
НКО, напомним, заявляют в своей жалобе, что подвергаются ограничениям в своей деятельности, чрезмерным обязательствам по представлению отчетности и обременительным наказаниям за несоблюдение требований и дискриминации, установленным в 2012 году законом РФ "Об иностранных агентах".
До 19 июля РФ должна ответить на вопросы ЕСПЧ, в частности обосновать введение в законодательство термина "иностранный агент" и установление наказания для организаций, не признавших себя таковыми (суды в РФ назначают штрафы НКО в размере 300 тыс. руб., из-за чего многие организации вынуждены закрываться).
Спецдокладчиком ООН в дело вступил Мишель Форст (Франция), занимающий этот пост с 2014 года по приглашению председателя Совета по правам человека ООН. Как рассказал юридический директор правозащитного центра "Мемориал" Кирилл Коротеев, спецдокладчик ООН примет участие в рассмотрении ЕСПЧ российского дела впервые. Ранее ЕСПЧ отказал представителю ООН в ходатайстве в связи с одним из дел о нарушении прав россиян на свободу собраний.
Впервые приглашен ЕСПЧ к участию в деле и ИППП, сказала старший юрист института Ольга Подоплелова. "Институт направлял в ЕСПЧ ходатайство о разрешении представить письменные замечания по ряду вопросов, которые, на наш взгляд, будут иметь значение при рассмотрении дела", — уточнила госпожа Подоплелова. Первый блок вопросов предполагает исследование международно-правовых стандартов доступа НКО к финансированию. Второй блок — это сравнительно-правовой анализ регулирования деятельности НКО с иностранным финансированием в государствах–членах СЕ и других юрисдикциях.
ИППП создан в 1993 году в Москве. В его попечительский совет входят, в частности, судья ЕСПЧ в отставке Анатолий Ковлер и судья Конституционного суда (КС) в отставке Тамара Морщакова. С 2013 года ИППП реализует проект стратегической судебной защиты в КС РФ и международных судах (в том числе ведет мониторинг ситуации с правами человека в России и оказывает помощь другим НПО и правозащитникам в обеспечении защиты прав человека). В 2014 году ИППП участвовал в рассмотрении КС по жалобам НКО закона "Об иностранных агентах", направив по своей инициативе в КС заключение в качестве amicus curiae (друга суда), на котором основано дело в ЕСПЧ. Эксперты ИППП демонстрировали КС, что ссылка российских официальных лиц на аналогичную, по их мнению, американскую правовую модель "не имеет значения и вводит суд в заблуждение" и что российский закон не имеет аналогов в мире и вмешивается в деятельность НКО "далеко за пределами того, что считается необходимым в демократических обществах".
Глава Минюста РФ Александр Коновалов ранее заявил в, что по этому делу сейчас "идет работа над формированием правовой позиции, которая будет направлена в Европейский суд в установленные им сроки". "Мне бы не хотелось давать сейчас комментарии по существу этих жалоб и поставленным ЕСПЧ вопросам,— сказал министр.— Обжалуемые заявителями действия властей РФ полностью основывались на положениях законодательства и решениях национальных судов".
В пятницу о несоответствии закона РФ европейским стандартам напомнила и ВК за демократию через право, опубликовав предварительное заключение по венгерскому проекту закона об НКО, получающих финансирование из-за рубежа. Заключение подготовлено по просьбе ПАСЕ и будет рассмотрено на июньской сессии ВК. Сравнив венгерский и российский законы, члены комиссии сочли, что венгерский законодатель "мудро избежал" "стигматирующего" термина "иностранный агент" и использовал нейтральное словосочетание "НКО, получающие финансирование из-за рубежа", но в нынешнем политическом контексте даже такая нейтральная характеристика может привести к ухудшению положения и дискриминации НКО. При этом венгерский закон предусматривает чрезмерные обязательства НКО и несоразмерные санкции за их невыполнение. ВК напомнила, что ранее высказала "серьезную критику" в отношении российского закона и о том, что в США аналогичный закон касается, прежде всего, деятельности лоббистов и агентов по рекламе, действующих от имени иностранных правительств.
Анна Пушкарская, Санкт-Петербург
Источник: kommersant.ru