Правозащитный центр «Мемориал» считает граждан Украины Николая Карпюка и Станислава Клыха, содержащиеся под стражей в России, политзаключенными, сообщается на сайте правозащитников.
Правозащитный центр «Мемориал» считает граждан Украины Николая Карпюка и Станислава Клыха, содержащиеся под стражей в России, политзаключенными, сообщается на сайте правозащитников.
Верховный суд Чечни рассматривает дело против Карпюка и Клыха. Украинцев обвиняют в участии в чеченской кампании на стороне сепаратистов, вменяя им части 1 и 2 статьи 209 УК РФ (руководство и участие в банде), пункты «в, з, н» статьи 102 УК РСФСР (убийство двух и более лиц в связи с выполнением ими своего служебного долга), часть 2 статьи 15, пункты «в, з, н» статьи 102 УК РСФСР (покушение на убийство двух и более лиц в связи с выполнением ими своего служебного долга).
Как сообщается в пресс-релизе «Мемориала», преследование Клыха и Карпюка началось в рамках антиукраинской кампании в СМИ, которая сопровождалась высказываниями высших должностных лиц России.
По версии следствия, Станислав Клых и Николай Карпюк были членами экстремисткой организации УНА-УНСО и в конце 1994 – начале 1995 года воевали против российских военных в составе самопровозглашенной Чеченской республики Ичкерия.
«В ходе предварительного следствия местонахождение Клыха и Карпюка и даже сам факт уголовного преследования тщательно скрывались, обвиняемые были лишены консульской поддержки, а фактически и помощи адвокатов. Формально их интересы представляли адвокаты по назначению, которые, по словам обвиняемых, фактически не предоставляли им никакой правовой помощи, а адвокаты, нанятые родственниками, смогли войти в дело, только когда следствие почти закончило собирать доказательства. В ходе первой же беседы с адвокатами оба обвиняемых сообщили о пытках, с помощью которых их вынудили оговорить себя и дать показания на других людей. Оба обвиняемых направили жалобы на пытки в ЕСПЧ. Явные следы пыток, оставшиеся на теле Клыха, были зафиксированы», — сообщается на сайте «Мемориала».
Правозащитный центр считает, что нет никаких доказательств того, что Клых и Карпюк были в когда-либо Чечне. А все дело практически полностью построено на показаниях свидетеля Малофеева и самооговорах обвиняемых. В конце сентября он был осужден на 24,5 года.
Источник: zona.media