Некоммерческие организации, признанные иностранными агентами, должны публично заявлять о своем статусе путем маркировки печатных изданий, докладов и прочей информационной продукции. Однако как это должно выглядеть на практике, в законе не говорится. Представители третьего сектора просят власти дать разъяснения этой процедуры, поскольку сейчас они вынуждены ставить «ярлык» наугад, и суды их регулярно за это штрафуют.
Некоммерческие организации, признанные иностранными агентами, должны публично заявлять о своем статусе путем маркировки печатных изданий, докладов и прочей информационной продукции. Однако как это должно выглядеть на практике, в законе не говорится. Представители третьего сектора просят власти дать разъяснения этой процедуры, поскольку сейчас они вынуждены ставить «ярлык» наугад, и суды их регулярно за это штрафуют.
Правозащитники жалуются на отсутствие подзаконного акта или разъяснений о том, как именно НКО должна маркировать свои информационные материалы. Эта лазейка, говорят они, позволяет привлечь к ответственности любую организацию, даже если она выполняла все требования и предписания Минюста.
По словам члена Общественной палаты (ОП) Елены Тополевой-Солдуновой, «никто не понимает, как и где должен быть этот ярлык», поэтому каждая организация делает по-своему. А уполномоченные органы, пользуясь отсутствием конкретики, придираются практически ко всему. Например, в законе ничего не говорится про необходимость маркировать каждый пост на сайте, и все же многие НКО были оштрафованы именно за это «нарушение».
Юристы правозащитного центра «Мемориал» проанализировали применение закона. По их словам, «анализ судебной практики показывает, что контролирующие органы и суды применяют положения закона, основываясь на широком толковании указанных норм. Поэтому большинство судебных разбирательств практически в 100% случаев заканчиваются не в пользу НКО». Организации штрафуют на 300–500 тыс. руб.
В докладе «Мемориала» говорится, что НКО зачастую привлекают к ответственности за публикацию каждого отдельного материала, даже если они были опубликованы вместе на одном и том же ресурсе, а административное правонарушение выявлено в один и тот же день. В последние годы маркировать заставляют даже те материалы, которые публикуются на посторонних ресурсах, а не только на собственном сайте НКО.
«В таких ситуациях суды руководствуются позицией, согласно которой указание на то, что материал распространен некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, должно сопровождать непосредственно сам материал, изданный и распространенный этой НКО», – говорится в докладе.
Судьи также не признают маркировку, которую не видно при чтении материала. Например, когда на самом сайте НКО размещена пометка о том, что организация признана иностранным агентом, а в спорном материале присутствует лишь ссылка на эту страничку. Оштрафовать могут и за то, что материал фактически публикуется другим лицом, «но установлен факт передачи этого материала для публикации сотрудником НКО или иная взаимосвязь».
Привлекают к ответственности, даже если информация размещена на странице в социальной сети, которая предположительно принадлежит директору НКО. «Организации штрафуют и в тех случаях, когда они устранили допущенные нарушения, разместив на материале соответствующую маркировку», – рассказал «НГ» член президентского Совета по правам человека (СПЧ) Илья Шаблинский. По его словам, СПЧ неоднократно просил Минюст подготовить хотя бы рекомендации маркировок, но чиновники тянут с ответом. Эту же тему правозащитники подняли на последней встрече с первым замглавы администрации президента Сергеем Кириенко в мае. Однако, по словам Шаблинского, им ясно дали понять, что никаких поблажек для НКО не будет. «Мы в очередной раз пытались донести властям, что подобные препятствия противоречат позиции Конституционного суда, который признал, что иностранные агенты не несут никакой угрозы. Но в Кремле нас снова проигнорировали». Эксперт подчеркнул: проблема «третьего сектора» выбыла из повестки дня, «поскольку президент дал четко понять, что нынешняя политика по отношению к иностранным агентам его полностью устраивает».
Депутат от КПРФ Валерий Рашкин рассказал «НГ», что в начале года он подготовил законопроект, в котором были прописаны четкие требования к маркировке. Подразумевалось, что информацию о статусе некоммерческой организации следует размещать или перед ее названием, или на специальном баннере, размещенном на первой странице сайта НКО. Некоммерческие структуры согласились с такими критериями. А в Госдуме обещали рассмотреть проект «в приоритетном порядке» в весенней сессии. Но, по словам Рашкина, о его инициативе забыли: «Даже не могу предположить, когда ее рассмотрят. Но точно не в ближайшее время».
Между тем юристы ПЦ «Мемориал» заявляют, что на сегодняшний день у НКО есть лишь одна возможность опротестовать решение суда – если нижестоящие суды допустили процессуальные ошибки: «Судьи отменяют протоколы об административных правонарушениях в ситуациях, когда НКО пытаются привлечь к ответственности одновременно по двум пунктам одной статьи». Но и в этом случае НКО ждет наказание по одному из них.
Источник: ng.ru