Глава Минюста РФ Александр Коновалов уверен, что ведомство правильно трактует понятие политической деятельности НКО в соответствии с действующим законодательством.
Глава Минюста РФ Александр Коновалов уверен, что ведомство правильно трактует понятие политической деятельности НКО в соответствии с действующим законодательством.
"Считаем, что трактуем понятие правильно, судебная практика, которая формируется, это подтверждает", – заявил он сегодня журналистам в ответ на просьбу прокомментировать недавнее заявление уполномоченного по правам человека в РФ Эллы Памфиловой, которая назвала ликвидацию правозащитной организации "Агора" настораживающей тенденцией, полагая, что такое стало возможно из-за широкого толкования Минюстом понятия политической деятельности НКО.
"Если суд будет нас поправлять, будем корректировать практику ", – добавил Коновалов.
При этом он подчеркнул, что ведомство всегда готово выслушать "озабоченности и предложения правозащитников".
Споры вокруг трактовки понятия политической деятельности применительно к НКО возникли в связи с законом об НКО – "иностранных агентах", который был принят в 2012 году. Он обязывает НКО, занимающиеся политической деятельностью и получающие финансирование из-за рубежа, принимать статус "иностранных агентов" с последующим занесением в специальный реестр. НКО – "иностранные агенты" обязаны указывать при публикации материалов в Интернете и СМИ этот статус. За уклонение от этого требования предусматривается штраф.
Этот закон неоднократно подвергался критике со стороны самих НКО и президентского Совета по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ). Так, глава СПЧ Михаил Федотов призывал уточнить понятие "политической деятельности". Отсутствие конкретного определения, по его мнению, чревато тем, что "политическими" признаются порядка 70 видов деятельности.
В январе этого года Минюст представил на общественное обсуждение законопроект о критериях политической деятельности НКО. Согласно этому документу, НКО признается участвующей в политической деятельности на территории РФ, если она осуществляет "деятельность в сфере госстроительства и основ конституционного строя РФ, федеративного устройства РФ, обеспечения суверенитета и территориальной целостности РФ, обеспечения законности, правопорядка, государственной и общественной безопасности, обороны страны, внешней политики, социально-экономического и национального развития РФ" и так далее, если она ведется "в целях оказания влияния на выработку и реализацию государственной политики, на формирование госорганов, органов местного самоуправления, на их решения и действия".
Прописываются формы, в которых такая деятельность осуществляется. При этом отдельно оговаривается, что к политической не относится деятельность в области науки, культуры, здравоохранения, благотворительная деятельность и т.д. при ряде условий.
Схожий законопроект в феврале этого года внесла в Госдуму группа депутатов от всех фракций.
РФ использует все законные средства для защиты арестованных во Франции активов
При этом Коновалов отметил, что Россия будет использовать все законные средства для того, чтобы не допустить ареста во Франции по требованиям юристов ЮКОСа российских активов, включая банковские гарантии "Рособоронэкспорта", связанные с контрактом на строительство кораблей "Мистраль".
"В шести юрисдикциях, где уже запущена процедура так называемой легислатуры, где истцы ЮКОСа обратились в национальные суды с требованием об обращении решения Гаагского арбитража к исполнению, во всех этих случаях там идет затяжная позиционная борьба, в том числе, с попытками (наложить) взыскание на самого разного рода активы. Поэтому, что конкретно в этот день произошло, я не скажу. Но во всех случаях очень тщательно используются все законные средства, предусмотренные законодательством данных национальных юрисдикций, чтобы отстаивать позицию РФ", – сказал Коновалов. Так он ответил на просьбу прокомментировать сообщения в СМИ о том, что экс-акционеры ЮКОСа пытаются арестовать во Франции банковские гарантии "Рособоронэкспорта", связанные со сделкой по "Мистралям".
Арбитраж, созданный при посредничестве Постоянной палаты третейского суда в Гааге, в июле 2014 года вынес решения о том, что Россия обязана в общей сложности выплатить более 50 млрд долларов компаниям, аффилированным с бывшими акционерами ЮКОСа. Суд решил, что действия России в отношении ЮКОСа можно расценить как экспроприацию инвестиций, нарушающую 45-ю статью Энергетической хартии. Рассмотрение дела по существу началось 9 февраля 2016 года.
Источник: tass.ru