К нескольким руководителям ассоциации в защиту прав избирателей «Голос» ранним утром пришли с обысками сотрудники самарского МВД. Процедура проводилась в рамках налогового дела в отношении руководителя "Голоса. Поволжья" Людмилы Кузьминой.
К нескольким руководителям ассоциации в защиту прав избирателей «Голос» ранним утром пришли с обысками сотрудники самарского МВД. Процедура проводилась в рамках налогового дела в отношении руководителя "Голоса. Поволжья" Людмилы Кузьминой.
Полицейские пришли с обыском в квартиры сопредседателя «Голоса» Григория Мельконьянца, координатора проектов «Голоса» Романа Удота и исполнительного директора «Голоса» Татьяны Тройновой.
Обыски проводит самарское МВД по налоговому делу, возбужденному против руководителя «Голоса. Поволжья» Людмилы Кузьминой. Адвокаты подавали ходатайство на закрытие дела, которое по двум основаниям подпадает под амнистию.
Адвокат Ольга Гнездилова, которая находилась на месте обыска в квартире Мельконьянца, сказала, что обыск проводится по постановлению самарского суда следователем по особо важным делам Следственного отдела по городу Химки ГСУ СК по Московской области Томчиком С.Ю.
23:00 Заявление European Platform for Democratic Elections (EPDE)
Заявление членов Оргкомитета и экспертов Общероссийского гражданского форума в связи с обысками у руководителей движения «Голос»
21:20 Обыск в офисе Голоса закончен.
17:20 Заявление Правозащитного Совета об обысках в офисе организациях и квартирах её сотрудников.
16:50 – Адвокат Ольга Гнездилова считает, что обыск в офисе "Голоса" будет идти до глубокой ночи.
15:47 Понятые в ожидании окончания обыска. Фото — Ольга Гнездилова.
15:30 Роман Удот оживленно рассказывает "Дождю" и "Открытой России" об обыске у него в квартире и о допросе в следственном комитете. Говорит, что изъяли всю электронную технику, включая допотопные телефонные аппараты. Судя по всему, ради этого и производили обыск, чтобы парализовать общественный мониторинг выборов. Постановление о следственных действиях датировано 15 мая 2015 г. (!), отводилось 10 дней на обжалование. Об этом пишет Виталий Аверин.
15:05 «Понятые ласково называют следователя Мишей и смотрят с телефона сюжет НТВ про обыск у Григорий Мельконьянц», пишет Ольга Гнездилова.
14:37 Адвокат Гнездилова подала ходатайство о копировании всей информации с изымаемой техники. А Роман Удот уже вернулся с допроса в Следственном Комитете.
14:30 Один из понятых при обыске в офисе. А Л.Н. ждут. Фото — @eey_simon
14:08 Обыск в московоском офисе Голоса продолжается. Присутствующие сообщают что проверяют буквально каждую вещь: каждую бумажку, флешку.
13:16 «Я смотрю дружите вы с Америкой» — следователь смотрит визитки Голоса. Понятые радуются находке — смотри, визитка CNN!
Роман Удот и адвокат фонда Василий Кушнир поехали в территориальное управление СК на ул. Красноказарменная д.9. При обыске изъяты компьютеры и документы. Работал московский следователь по поручению от прокурорских следователей из Самары.
12:57 Репортеры из Lifenews пытаются пройти в офис "Голоса" и вывести на разговор Василием Вайсенбергом. Василий дал им понять, что разговаривать с ними не желает. В офис они так и не попали.
12:53 Григорий Мельконьянц в Twitter: «Опись делали без перечисления наименований изымаемых документов: скопом, по количеству листов. Так же и с флешками. Причина — иначе долго»
12:50 «Подошёл собственник помещения или его представитель. В офис «Голоса» вошли собственник помещения, следователь, наш адвокат и двое понятых. В настоящий момент там, судя по всему, уже производятся следственные действия», — пишет Виталй Аверин.
12:40 Ассоциация «Голос» намерена обжаловать проведение обысков на квартирах сотрудников и в офисе организации в Москве, заявила адвокат Ольга Гнездилова. «Мы намерены обжаловать обыски, так как считаем, что они проводятся незаконно и с нарушениями», — заявила Гнездилова во вторник.
«В офисе, мы ожидаем, также будет изъята вся техника. Ничего, конечно, не найдут, но работу парализуют однозначно», — заявила адвокат.
12:28 У офиса Голоса в Москве ждут адвокаты и журналисты Л.Н.
Фото — Виталий Аверин.
Понятые, собирающиеся участвовать в следственных действиях в офисе "Голоса", не хотят, чтобы их снимали. Один из них говорит, что я вторгаюсь в его личную жизнь. Мы ему ответили, что быть понятным – дело добровольное, он находится в публичном месте, а я веду съёмку общественно-значимого события. Интересно, что к ведущим здесь съёмку репортерам Lifenews у них претензий не имеется.
12:03 «На обыске в офисе Голоса следователь Федоров Михаил Сергеевич в белой рубашке и люди с камерой и микрофоном Лайфньюз. Следователь говорит, что сам не рад сниматься, но распоряжение не он отдавал», пишет адвокат Ольга Гнездилова.
11:55 Движение в защиту прав избирателей ГОЛОС сделало заявление.
11:38 Григорий Мельконьянц в своём Twitter об обысках:
«В 6 утра звонки в дверь. Незнакомая девушка. Говорит, что затопил несколько этажей и требует срочно открыть дверь. Говорю, что протечек нет. Бесцеремонно дергает ручку не перестает звонить в дверь. Затем заклеивается глазок и начинается взлом двери без каких либо представлений. Когда справились с щеколдой зашли сотрудники СК, НТВ, предъявили постановление, что предстоит обыск по делу самарского фонда ГОЛОС-Поволжье. Самарское дело скоро закроют и они пытаются выжать по максимуму, чтобы использовать повод изъять побольше компьютеров и док-тов у «Голоса». Ну а потом традиционно, в каждой комнате все внимательно выпотрошили. Компьютеры, телефоны, флешки, бумаги со словом Голос. Адвоката на обыск следователь Томчик категорически отказался пускать. Переговаривались через дверь. Говорит, не предусмотрен адвокат. Изъяли даже коллекцию аккредитационных удостоверений с разных международных миссий наблюдения за выборами. Причем тут ГОЛОС-Поволжье?»
11:25 Как сообщил адвокат фонда «Общественный вердикт» Василий Кушнир, который приехал на место для представления интересов Романа Удота, следователь не представил необходимые документы, подтверждающие полномочия следователя на проведение обыска и изъятие имущества. Следователь отказался предъявить служебное удостоверение.
11:10 Адвокат Ольга Гнездилова сообщила в Facebook, что выехала на обыск в московском офисе ГОЛОСа.
9:43 У Григория Мельконьянца изъяли технику.
9:14 Следователь Томчек отказался допустить адвоката. Между тем, в офисе ГОЛОСа так же планируется проведение обыска.
9:00 Адвокат Ольга Гнездилова, приехавшая для оказания юридической помощи своему подзащитному сообщает:
«Оперативник Гасанов Максим Игоревич по приказу следователя, который отказался представиться вытолкал меня из двери комнаты, в которой проходит обыск».
Ольга находится в данный момент в квартире Григория Мельконьянца.
В феврале 2015 года следователи провели обыск в квартире Кузьминой в Самаре. Тогда же было возбуждено уголовное дело о неуплате налогов. В марте 2015 было арестовано имущество Кузьминой – 12-летняя машина и квартира в 37 кв. м. При этом срок давности по делу истек 28 марта 2015 года, о чем было подано соответствующее заявление. Но в закрытии дела против Кузьминой было отказано.
Издание напоминает, что налоговая проверка началась в апреле 2013 и продлилась более года, в том числе допрашивались наблюдатели в 15 регионах, где на выборах 2011-2012 года работал "Голос. Поволжье". "Мы работали с пожертвованиями, по закону они не облагаются налогом. У нас была общественно полезная цель – мы выполняли программу "Прозрачные выборы". Но ФНС признала пожертвования от фонда "Голос" (11,9 млн рублей за 2010-2012 год) доходом и заявила, что программа "Прозрачные выборы" выполнялась в интересах США.
Мельконьянц рассказывал "Ведомостям", что налоговое дело было возбуждено после событий 2011 года. Тогда "Голос" получил от Агентства США по международному развитию (USAID) пожертвование, которое по закону не облагается налогом. МИД России оценивал деятельность американской организации как направленную на оказание политического влияния. В результате "Голосу" пришлось выплачивать налог. "Таким образом, мы понесли ответственность за третьих лиц", – пояснял Мельконьянц.
После уплаты налога деньги перестали быть пожертвованием, но "Голос", в свою очередь, уже со своей прибыли пожертвовал деньги "Голосу-Поволжье". "Но налоговики посчитали, что это все равно деньги от USAID, и теперь снова требуют заплатить и с них налоги", – рассказывал руководитель правозащитной ассоциации.
Между тем, накануне Мельконьянц сообщил о том, что на запущенную "Голосом" к выборам в сентябре 2015 года интерактивную "Карту нарушений на выборах" пришло первое сообщение о нарушениях, пишет РБК.
"Голос" с 2000 года занимается общественным наблюдением за выборами по всей России. Как известно, с 2012 года финансируемые из-за рубежа политические НКО подлежат обязательной регистрации. В 2013 году Басманный суд оштрафовал ассоциацию на 300 тысяч рублей за неисполнение закона об НКО. "Голос" был принудительно включен в реестр "иностранных агентов".
В ноябре 2014 года Мосгорсуд прекратил производство по административному делу против организации и ее главы Лилии Шибановой. Тем не менее Минюст отказался исключить "Голос" из реестра, объяснив это тем, что решение суда не поступило в его распоряжение. В декабре 2014 года ведомство вновь отказалось убрать ассоциацию из реестра НКО-иностранных агентов. По мнению Минюста, отказ "Голоса" от иностранного финансирования не был доказан.
Понятие "иностранный агент" было внесено в резонансный закон об НКО, принятый в 2012 году. Он обязывает все некоммерческие организации, получающие денежные средства из-за рубежа и принимающие участие в политической деятельности, регистрироваться в качестве "иноагентов". Минюст признал таковыми уже более 50 организаций.
Многие отечественные НКО неоднократно выражали несогласие с таким положением и обращались в этой связи с жалобами в различные инстанции, в том числе в Европейский суд по правам человека. При этом до недавнего времени было невозможно выйти из списка "иноагентов". Закон, который позволил это делать, появился в феврале 2015 года.