В Новосибирской области принят жесткий вариант закона о митингах

Проект регионального закона о порядке проведения массовых акций, разработанный правительством Новосибирской области, не устроил ни одну политическую силу, кроме «Единой России». По мнению оппозиции, его применение не позволит проводить митинги и шествия в центре города и у зданий, где размещаются органы власти. Тем не менее голосов единороссов в законодательном собрании хватило для того, чтобы принять законопроект сразу в двух чтениях.

Проект регионального закона о порядке проведения массовых акций, разработанный правительством Новосибирской области, не устроил ни одну политическую силу, кроме «Единой России». По мнению оппозиции, его применение не позволит проводить митинги и шествия в центре города и у зданий, где размещаются органы власти. Тем не менее голосов единороссов в законодательном собрании хватило для того, чтобы принять законопроект сразу в двух чтениях.

6 декабря сессия заксобрания Новосибирской области рассмотрела поправки в местный закон «О порядке подачи уведомлений о проведении публичного мероприятия». Законопроект внес губернатор Василий Юрченко для приведения регионального законодательства в соответствие с федеральным. 6 июня 2012 года президент РФ подписал закон №65 об изменениях в Кодексе об административных правонарушениях и ФЗ-54 «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Согласно новой редакции ФЗ-54, региональная исполнительная власть получила, в частности, право определять места, где можно проводить публичные мероприятия «преимущественно общественно-политического характера», а где нельзя. Федеральный закон запрещает их «в местах расположения объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, включая прилегающие к ним территории, если они могут повлечь нарушение их функционирования, создать помехи движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры».

Представляя законопроект, областной министр юстиции Наталья Омелехина сообщила, что губернатор предлагает установить предельную заполняемость мест пикетов и митингов не более 1 человека на 1 кв. м, предельную численность участников публичных мероприятий, о проведении которых не требуется уведомлять местные власти, — в 100 человек. Кроме этого, расширен перечень запрещенных для публичных мероприятий мест. В него дополнительно включены «культурные, физкультурно-оздоровительные, спортивные организации, детские и образовательные учреждения, объекты, на территории которых предоставляются государственные и (или) муниципальные услуги». Госпожа Омелехина призвала депутатов принять законопроект сразу в двух чтениях, потому что он должен вступить в силу еще в этом году, «иначе проведение подобных публичных мероприятий на территории области с 1 января будет невозможно».

Законопроект поступил в заксобрание 19 ноября и вызвал резкое недовольство со стороны оппозиции и ряда общественных организаций и движений. Они направили депутатам обращение с призывом не поддерживать законопроект «как ущемляющий гражданские права». Участников вчерашней сессии у здания заксобрания встретил пикет из нескольких десятков человек, выступивших против поправок. В нем приняли участие представители как системной, так и несистемной оппозиции.

«Правительство проявило неуважение к заксобранию, не оставив нам времени на предварительное обсуждение законопроекта, поэтому его нельзя принимать», — заявил председатель Федерации профсоюзов области Александр Козлов. «Нас лишают традиционных мест проведения акций — на пл. Ленина перед театром оперы и балета, перед Государственной публичной научно-технической библиотекой, Домом офицеров на Красном проспекте, перед мэрией и зданием правительства. При этом нам не говорят, а где можно. Понятно, что в центре города таких мест нет, значит это будут задворки. Очень удобно для исполнительной власти, чтобы не слышать наш голос», — подчеркнул лидер фракции КПРФ (15 депутатов) Сергей Клестов. По мнению руководителя фракции справороссов (шесть депутатов) Александра Замиралова, «законопроект требует доработки».

На защиту законопроекта встали единороссы. «Кто против этого закона — тот против целостности России», — заявил Алексей Александров, напомнив «митинговые времена» конца 80-х — начала 90-х годов прошлого века, часто сопровождавшиеся «резней». «Против этого закона выступают те, кому детства не хватило, пиара надо. Пусть пиарятся на другом полигоне!» — призвал Андрей Шимкив.

В результате законопроект был принят в первом чтении. Провалилась надежда оппозиции смягчить нормы документа ко второму чтению. Профильный комитет, заседавший в перерыве сессии, отклонил все их поправки, сочтя возможным лишь уменьшить расстояние между участниками одиночных пикетов с 50 до 30 м. За документ в целом проголосовали 39 депутатов (всего во фракции «Единой России» 47 депутатов) — минимальное число, необходимое для его принятия.

По мнению аналитиков, ужесточение условий проведения пикетов и митингов — общефедеральный тренд. «Основная цель нововведений — избежать плачевного опыта и последствий массовых митингов, прошедших в Москве. Ужесточения нацелены на то, чтобы протестные действия могли быть контролируемы властями», — считает содиректор аналитического отдела агентства «Инвесткафе» Григорий Бриг. По мнению эксперта, принятые в Новосибирской области нормы одни из самых жестких в России. «Нынешнее законодательство о публичных мероприятиях направлено прежде всего против КПРФ, так как настоящих буйных в стране осталось мало», — заметил новосибирский политолог Дмитрий Пучкин.

Изменения в региональное законодательство о новых условиях проведения публичных мероприятий начнут действовать с 1 января 2013 года.

Юрий Белов
Источник: http://kommersant.ru/doc/2084283