15 мая 2013 года, Москва. Прокуратура города Москвы завершила проверку деятельности Фонда «Общественный вердикт». Представление прокуратуры, подписанное 8 мая 2013 года и врученное руководству Фонда «Общественный вердикт» 14 мая, обязывает организацию принять незамедлительные меры устранению выявленных нарушений требований законодательства и в 30-дневный срок сообщить о результатах. Изучив документы Фонда, прокуратура обнаружила политическую деятельность, что и послужило основанием для принятия такой меры прокурорского реагирования.
15 мая 2013 года, Москва. Прокуратура города Москвы завершила проверку деятельности Фонда «Общественный вердикт». Представление прокуратуры, подписанное 8 мая 2013 года и врученное руководству Фонда «Общественный вердикт» 14 мая, обязывает организацию принять незамедлительные меры устранению выявленных нарушений требований законодательства и в 30-дневный срок сообщить о результатах. Изучив документы Фонда, прокуратура обнаружила политическую деятельность, что и послужило основанием для принятия такой меры прокурорского реагирования. При этом впервые практически вся правозащитная деятельность НКО объявлена политической.
По мнению прокуратуры, «Фонд с 2011 года по настоящее время осуществляет политическую деятельность, основным источником финансирования которой являются денежные средства, полученные из иностранных источников…
В числе прочих признаков политической деятельности Фонда прокуратура называет «вовлечение общества в обсуждение реформы МВД, мониторинг соблюдения прав граждан при проведении массовых мероприятий, организацию юридической помощи обвиняемым по «Болотному делу» Косенко М. и Бахову Ф., подготовку и координацию работы по составлению Альтернативного доклада российских НКО в Комитет ООН против пыток и т.д». Все это подпадает, по мнению прокуратуры, под «данное Законом №7-ФЗ определение политической деятельности».
Вместе с тем прокуратура, перечисляя виды деятельности Фонда, которые по ее мнению являются политической деятельностью, представляет их в искаженном виде. Так, в качестве примеров политической деятельности указаны «рекомендации участникам протестной активности по поведению на митингах, по расклейке листовок о запланированных протестных акциях», а также «содействие организаторам публичных акций в юридическом обеспечении их проведения». Это не соответствует действительности. Фонд «Общественный вердикт» готовил и распространял «Правовые советы участникам митингов», «Правовые рекомендации по распространению материалов политического характера», а также координировал работу «Горячей линии» правовой помощи при возникновении конфликтных ситуаций с полицией. Целью правового просвещения была задача минимизировать риски для граждан, предупредить нарушения закона — как со стороны граждан, так и со стороны правоохранительных органов, о чем было заявлено, в частности, в документах, которые прокуратура дополнительно требовала для проверки. В материалах Фонда освещались исключительно вопросы, связанные с правами и обязанностями участников любых массовых акций, а также полицейских, охраняющих общественный порядок на мероприятиях.
Прокуратура также считает, что «Фондом организовывались и поддерживались кампании по обращению в органы власти с целью вмешательства граждан в работу по конкретным делам и материалам, а также с целью вмешательства в законотворческую деятельность». Важно отметить, что аналитические материалы Фонда, а также предложения в рамках реформы правоохранительных органов неоднократно принимались во внимание и учитывались органами государственной власти. Так, руководством Следственного Комитета РФ были учтены предложения российских НКО (в т.ч. и Фонд «Общественный вердикт») по созданию специального подразделения в структуре СК по расследованию преступлений, совершенных представителями правоохранительных органов. Конституционный Суд РФ принял во внимание наши предложения при рассмотрении жалобы, касающейся закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании». При этом размещение на официальном сайте Фонда обращений к государственным органам, направленных на обеспечение более полного соблюдения прав человека, и приглашение граждан присоединиться к этим обращениям прокуратура трактует как «участие, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности на территории РФ».
В заявлении трех независимых экспертов ООН, озвученном 14 мая 2013 в Женеве, указывается, что новый российский «Закон об НКО» не соответствует стандартам международного права. Также важно отметить, что Россия признала и ратифицировала международные документы, которые признают ценности и универсальный характер прав человека. Это значит, что Россия взяла на себя обязательства защищать права человека и согласилась с тем, что права человека не являются внутренних делом страны. Именно поэтому Россия участвует в договорных органах ООН, отчитывается перед другими странами о соблюдении прав человека и реагирует на рекомендации других стран. Те же международные документы признают права правозащитных организаций критиковать действия властей и полагают свободу ассоциаций – в том числе создание и деятельность правозащитных организаций – необходимой для развития современного демократического государства. Отметим, речь идет не просто о ценностях, а о международных обязательствах России как субъекта международного права.
Директор Фонда «Общественный вердикт» Наталья Таубина комментирует результаты прокурорской проверки: «Надо отметить, что сама прокуратура в представлении указывает, что организация и обеспечение защиты прав граждан, пострадавших от незаконных действиях сотрудников правоохранительных органов, не является политической деятельностью. Однако именно эта работа, но в отношении участников акций протеста – уже политическая деятельность по мнению ведомства. Разработка предложений по реформе МВД, направленных исключительно на обеспечение более полной защиты прав граждан, – опять же политическая деятельность. Анализ законопроектов на предмет обеспечения прав граждан и соответствия положениям основного закона РФ – Конституции – политическая деятельность, по мнению прокуратуры. Возникает вопрос, а что тогда вообще прокуратура подразумевает под работой по организации и обеспечению защиты прав граждан? В соответствии с международными и российскими нормами, правозащитная деятельность не может исчерпываться предоставлением юридической помощи. Правозащитная деятельность – это деятельность в защиту и конкретного человека, и общественных интересов».
Фонд «Общественный вердикт» не согласен с результатами и выводами проверки, поскольку не занимается политической деятельностью, что отражено, в частности в Уставе организации. Мы рассматриваем свою деятельность как исключительно правозащитную, направленную на формирование в стране атмосферы уважения и соблюдения основных прав и свобод человека. Фонд намерен обжаловать решение прокуратуры в установленном законом порядке.
Фонд «Общественный вердикт» оказывает бесплатную юридическую помощь гражданам, пострадавшим от незаконных действий сотрудников правоохранительных органов. Наша работа была бы не возможна без помощи граждан и благотворительных организаций. Узнать, как Вы можете помочь, можно здесь: http://publicverdict.ru/topics/pomosh/
Следственный отдел Железнодорожного района Симферополя Следкома по Крыму проводит доследственную проверку в отношении крымскотатарской поэтессы…
В Петербурге суд оштрафовал ЛГБТ-активистов Марину Шамову и Германа Берга, задержанных 4 августа на Дворцовой…
Роскомнадзор 30 июля внес в реестр заблокированных сайт религиозного движения «Свидетелей Иеговы» в России, сообщается…
Московский городской суд посчитал законным демонтирование и изъятие баннеров со сцены во время акции, приуроченной к пятой годовщине событий…
Московский окружной военный суд на выездном заседании во Владимире приговорил иностранца к 2,5 года колонии…
Адвокат Международной правозащитной группы "Агора" оштрафован за чужой комментарий, размещенный на его странице в Facebook.…