Венецианская комиссия Совета Европы, проанализировав закон РФ о некоммерческих организациях (НКО), рекомендовала российским властям пересмотреть режим отдельной регистрации для подобных организаций. Комиссия также предложила Москве пересмотреть термин «политическая деятельность» применительно к работе НКО.
Венецианская комиссия Совета Европы, проанализировав закон РФ о некоммерческих организациях (НКО), рекомендовала российским властям пересмотреть режим отдельной регистрации для подобных организаций. Комиссия также предложила Москве пересмотреть термин «политическая деятельность» применительно к работе НКО.
В поступившем в распоряжение РИА Новости тексте доклада комиссии по «Закону об иностранных агентах» (ФЗ №121) с поправками, внесенными 13 июля 2012 года, отмечается, что он «поднимает несколько серьезных проблем».
Федеральный закон РФ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента» был подписан президентом РФ 20 июля 2012 года. Законопроект был внесен в Государственную Думу РФ 29 июня 2012 года. До 3 июля представители экспертного сообщества НКО собирали комментарии и поправки к тексту. 6 июля законопроект был принят в первом чтении практически единогласно. 13 июля законопроект был принят во втором и третьем чтении с учетом поправок президента. 18 июля одобрен Советом Федерации.
Федеральный закон направлен на урегулирование деятельности некоммерческих организаций (НКО), получающих денежные средства и иное имущество от иностранных источников и участвующих в политической деятельности.
В законе оговаривается, что к политической деятельности не относится деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, социальной поддержки и защиты граждан, защиты материнства и детства, социальной поддержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты растительного и животного мира, благотворительная деятельность, а также деятельность в сфере содействия благотворительности и добровольчества. Согласно закону, финансируемые из-за рубежа политические некоммерческие организации должны самостоятельно регистрироваться в Минюсте в качестве «иностранных агентов».
По мнению комиссии, «использование термина “иностранный агент” является весьма спорным».
«Снова используя риторику, аналогичную той, которая использовалась в коммунистический период, термин клеймит НКО, к которым он применяется, порочит репутацию и серьезно сдерживает их деятельность» — считают в Венецианской комиссии, в связи с чем рекомендуют отказаться от использования этого термина.
В комиссии также отмечают, что «легитимность цели обеспечения прозрачности НКО в сфере получения финансирования из-за рубежа не может оправдать меры, которые препятствуют деятельности НКО, работающих в области прав человека, демократии и верховенства закона». Поэтому Комиссия рекомендует «пересмотреть создание специального режима с отдельной регистрацией, специальным регистром и множеством дополнительных правовых обязательств».
Венецианская комиссия отмечает в своем докладе: «если статус “иностранного агента” будет оставлен, степень и содержание таких обязательств должны быть тщательно изучены, чтобы избежать ситуаций, когда они будут непропорционально серьезнее, чем те, которые применяются в отношении других НКО».
«Условия, при которых предоставляется статус (минимальное иностранное финансирование, минимальный период времени, в течение которого было получено такое финансирование) также должны быть прописаны в Законе», — заявляет комиссия. Наконец, «правовые санкции должны применяться к НКО только в случае серьезного правонарушения с их стороны, и, как постановил Конституционный Суд Российской Федерации, должны быть всегда пропорциональными этому правонарушению».
Комиссия Совета Европы уверена, что, «к ликвидации НКО и введению уголовных санкций можно прибегать только в исключительных случаях исключительно неправомерных действий со стороны НКО, и они всегда должны быть пропорциональны правонарушениям». «Принудительный роспуск НКО может быть санкционирован только беспристрастным и независимым судом с соблюдением всех гарантий надлежащего процесса, открытости и справедливого судебного разбирательства. Вступление в силу решения о роспуске должно быть отложено до получения результатов судебного пересмотра», — говорится в докладе комиссии.
В документе экспертной комиссии напоминается, что, «в соответствии с рассматриваемым Законом, правовой статус “иностранного агента” предполагает не только то, что НКО получает финансирование из-за рубежа, но и то, что она участвует в “политической деятельности”».
По мнению комиссии, «этот оборот речи, однако, является довольно широким и расплывчатым, а практика его толкования государственными органами была до сих пор достаточно разнообразной, что добавляет неопределенности относительно смысла этого термина». «Поэтому Венецианская комиссия призывает российские власти работать в направлении более четкого определения “политической деятельности”», — говорится в документе. Комиссия также «настоятельно призывает Российскую Федерацию к тому, чтобы этот термин не использовался непосредственно в отношении правозащитников и чтобы он не использовался в отношении НКО в зависимости от их политических взглядов».
«Помимо текста, практическое применение Закона о некоммерческих организациях также порождает проблемы», — считают эксперты Венецианской комиссии. По их данным, «отчеты показывают, что НКО были предметом многочисленных внеплановых проверок, при этом правовая основа этих проверок остается неясной и количество документов, требуемых во время проверки, различалось весьма существенно».
«Венецианская комиссия призывает российские власти обеспечить условия, при которых не будет места неточностям или эксцессам при применении Закона», — подчеркивается в документе. В этой связи Венецианская комиссия «настоятельно призывает российские власти пересмотреть “Закон об иностранных агентах”».
Помимо закона об НКО эксперты Венецианской комиссии также проанализировали новые положения, внесенные в «Закон о государственной измене» (ФЗ №190)
По мнению экспертов комиссии, новые положения, внесенные в Закон, «являются чрезмерно широкими, а используемый язык чрезмерно расплывчатым, и они могут наделять неограниченными полномочиями для ограничения свободы слова лиц, которым поручено его исполнение».
«В то время как судебное расследование государственной измены и разглашения государственной тайны является законным, Венецианская комиссия считает необходимым, чтобы соответствующие положения уголовного законодательства были сформулированы как можно точнее», — отмечается в выводах экспертов.
В этой связи Венецианская комиссия «призывает российские власти исправить “Закон о государственной измене”».
Комиссия полагает, что «Федеральный закон № 190-ФЗ от 13 июля 2012 года и Федеральный закон № 121-ФЗ, рассматриваемые совместно, взаимно усиливают сдерживающий эффект в отношении осуществления свободы слова, а также свободы объединений — важнейших прав для жизнеспособности эффективной политической демократии».
Источник: news.mail.ru
Am 12. Juli trat eine weitere Änderung des Gesetzes über unerwünschte NGOs in Kraft, die…
Следственный отдел Железнодорожного района Симферополя Следкома по Крыму проводит доследственную проверку в отношении крымскотатарской поэтессы…
В Петербурге суд оштрафовал ЛГБТ-активистов Марину Шамову и Германа Берга, задержанных 4 августа на Дворцовой…
Роскомнадзор 30 июля внес в реестр заблокированных сайт религиозного движения «Свидетелей Иеговы» в России, сообщается…
Московский городской суд посчитал законным демонтирование и изъятие баннеров со сцены во время акции, приуроченной к пятой годовщине событий…
Московский окружной военный суд на выездном заседании во Владимире приговорил иностранца к 2,5 года колонии…