Краткая хроника проверок российских НКО в 2013 году — обновляется

1 января, вступил в силу закон, позволяющий Минюсту приостанавливать работу некоммерческих организаций, если они получают средства от граждан США и участвуют в политической деятельности, а также запрещающий россиянам, имеющим американское гражданство, быть членами или руководителями НКО.

1 января, вступил в силу закон, позволяющий Минюсту приостанавливать работу некоммерческих организаций, если они получают средства от граждан США и участвуют в политической деятельности, а также запрещающий россиянам, имеющим американское гражданство, быть членами или руководителями НКО.

28 марта, Представители проверяющих органов в четверг пришли в офис старейшей в России правозащитной организации — Московской Хельсинкской группы. Состав проверяющих: прокурор из прокуратуры г.Москвы Виктория Витальевна Маслова, старший помощник прокурора ЗАО г.Москвы Анна Вячеславовна Маслова. Также пришла замдиректора департамента по делам НКО Министерства юстиции Татьяна Вагина, а из налоговой пообещали прийти завтра.

Власти завели несколько дел на лидера движения «За права человека» Льва Пономарева, все — административные.

Суть претензий прокуроров к правозащитнику в том, что он отказался предоставить им необходимые документы. Поэтому в отношении него были возбуждены три дела по статье «Невыполнение законных требований прокурора». «Постановления вручены ему лично», — рассказала официальный представитель прокуратуры Москвы Елена Россохина.

В самарский ГОЛОС пришли с проверкой из Министерства Юстиции и Прокуратуры, вместе с проверкой пришла камера правительственного телеканала Губерния.

27 марта около 11 утра в офис Центра антикоррупционных исследований и инициатив Трансперенси Интернешнл — Р прибыли сотрудники Прокуратуры города Москвы, Министерства Юстиции, а также Федеральной налоговой Службы с просьбой предоставить пакет документов в рамках проверки  «на предмет исполнения действующего законодательства общественными, религиозными объединениями и иными некоммерческими организациями».
Проверка проводится, несмотря на тот факт, что Центр ТИ-Р прошел завершившуюся буквально 27 февраля 2013 года плановую проверку деятельности за 2010-2012 год со стороны Главного управления Министерства юстиции по Москве. В связи с этим Центр ТИ-Р новую проверку считает крайне странной, учитывая тот факт, что все запрошенные сегодня документы уже были предоставлены в ходе февральской проверки.

26 марта, правозащитный центр «Мемориал» обратился в прокуратуру города Москвы с официальным запросом, в котором просит разъяснить, на основании какой информации о нарушении закона проводится прокурорская проверка.
Проверка в Правозащитном центре «Мемориал» началась во вторник, 26 марта. Участвуют в проверке представители московской прокуратуры, Министерства юстиции России и Федеральной налоговой службы. Ранее аналогичные прокурорские проверки начались в Международном Мемориале и Московском Мемориале.

25 марта, сотрудники правоохранительных органов в понедельник пришли с проверкой с московские офисы ведущих правозащитных организаций — российского представительства Amnesty International и движения «За права человека». «Это внеплановая проверка», — сказал «Интерфаксу» в понедельник глава российского отделения Amnesty International Сергей Никитин. По его словам, в его офис пришли с проверкой сотрудники прокуратуры и налоговой службы, они затребовали копии документов.

Городская прокуратура Санкт-Петербурга начала в понедельник проверку незарегистрированной общественной организации «Наблюдатели Петербурга», сообщила «Ведомостям» председатель организации Александра Крыленкова. Как следует из представленного представителями прокуратуры документа, проверка проводится на предмет соблюдения организацией законодательства о противодействии экстремизму. Одновременно с прокуратурой к «Наблюдателям» пришли и представители пожарного надзора. Представители двух ведомств затребовали у «Наблюдателей» копии 30 документов, в том числе об учредителях и источниках финансирования.

Главу российского отделения международной правозащитной организации Amnesty International Сергея Никитина пообещали вызвать в прокуратуру после визита в его офис сотрудников правоохранительных органов, сообщает «Интерфакс».

Сотрудники правоохранительных органов пришли с проверкой в Агентство социальной информации, которым руководит Елена Тополева-Солдунова.
Проверяющие пришли в агентство вместе со съемочной группой одного из телеканалов. Елена Тополева-Солдунова — член президентского Совета по правам человека и Общественной палаты РФ.

Минюст объяснил, что массовые проверки НКО проводятся для выявления организаций, которые попадают под понятие «иностранных агентов».

По словам представителя министерства, специалистов Минюста и его территориальных подразделений привлекают к проверкам прокуратуры РФ.
«В ходе проверок исследуется деятельность некоммерческих организаций в рамках компетенции Минюста», — сказал собеседник агентства.
По его словам, предметом проверок является соответствие деятельности НКО уставным целям и законодательству РФ.

23 марта, правозащитная организация «Щит и меч» из Чувашии отказалась предоставлять данные о себе прокурорам, ведущим с конца февраля массовые проверки некоммерческих организаций. Ранее «Щит и меч» стала первой НКО, попытавшейся зарегистрироваться в качестве «иностранного агента» (получила отказ), а теперь снова испытывает власти на терпение. Глава «Щита и меча» Алексей Глухов утверждает, что, проводя такие проверки, прокуроры нарушают указания, разработанные Генпрокуратурой.

С осуждением кампании массовых проверок российских НКО выступили правительство ФРГ и Еврокомиссия. МИД Германии назвал недопустимыми скоординированные действия властей РФ по ограничению свободы НКО.
Правительство ФРГ и Еврокомиссия осудили кампанию массовых проверок, проводимых российскими властями в отношении неправительственных организаций.

Американская сторона попросила у правительства РФ объяснений в связи с сообщениями о проводимых в России прокурорских проверках некоммерческих организаций (НКО).

«С большой озабоченностью мы следим за сообщениями о беспрецедентных проверках НКО по всей России», — написали сотрудники посольства США в Москве в своем Twitter.

22 марта, волна проверок неправительственных организаций ведет к усилению прессинга, которому гражданское общество в России подвергается с принятием в 2012 г. серии ограничительных законов. За последние две недели межведомственные бригады проверяющих побывали в целом ряде НКО в Москве и еще по меньшей мере в 13 российских регионах. Только в столице под проверку попали, как минимум, 30 организаций.

В Забайкальском крае, Чувашии и Татарстане начались проверки у партнеров Межрегиональной правозащитной Ассоциации «Агора» — Забайкальского правозащитного центра, Казанского правозащитного центра и организации «Щит и меч».

21 марта, Совет по правам человека и развитию гражданского общества при президенте РФ (СПЧ) обратится к генпрокурору Юрию Чайке с просьбой объяснить причины массовых проверок российских некоммерческих организаций (НКО). По словам правозащитников, эта ревизия оказалась беспрецедентной: проверяются сотни НКО от Санкт-Петербурга до Камчатки.

От НКО поступают сообщения о случаях психологического давления — блокировании машинами без номерных знаков въездов во дворы, где находятся офисы организаций, запрете сотрудникам покидать во время многочасовых проверок помещения, отвечать на звонки, в некоторых случаях – изымали компьютеры. Иногда — не предъявляли документы, на основании которых осуществляется проверка. Существуют и примеры проведения проверок без формального нарушения закона и корректно по отношению к сотрудникам НКО.

«Только что пришли в Гражданский контроль (СПб) — с проверками 10 человек! Пришли с налоговой, с полицией, с пожарниками, с компьютерщиками, срок проверки устно — все и немедленно».

Сегодня около 11 часов в московский офис Международной правозащитной организации «Мемориал» пришли сотрудники Прокуратуры, Минюста и Налоговой службы с комплексной проверкой в рамках принятого Госдумой закона «об иностранных агентах». Большая часть запрашиваемых документов кстати доступна читателям сайта memo.ru, многие копии лежат в канцеляриях тех самых проверяющих служб. Но отдельные документы, действительно, в единственном экземпляре хранятся в секретариате "Мемориала".
С помощью полиции съемочную группу НТВ, ворвавшуюся в коридоры "Мемориала" и донимавшую сотрудников вопросами об иностранном финансировании, удалось выпроводить во двор

К нам в Институт Развития Свободы Информации явились четверо в штатском (помощник прокурора, двое оперов и девушка из налоговой инспекции). Я с юристами Фонда Daria Sukhikh и Евгением Смирновым сразу же пригласил всю эту делегацию в комнату для проведения совещаний, где нам было предъявлено письмо из местной прокуратуры с требованием предоставить огромное количество документов.

В Оренбургском отделении «Комитета против пыток» прошла прокурорская проверка. Вместе с прокуратурой пришла полиция. Проверяли на экстремизм и соблюдение закона об НКО. Сделали несколько копий с документов и ушли.

В Петербурге в офисах многочисленных НКО — «Бок о Бок», «Выход», ЦРНО, ЦНСИ, «Гражданский контроль» идут прокурорские проверки. «Мобильные группы» состоят из представителей Прокуратуры, Минюста, полиции. Выставили огромный список того, что надо предоставить в Прокуратуру — срок не указан! При мне представитель Прокуратуры своей рукой вписал срок 26 марта. То есть 5 дней на то, чтобы собрать пакеты отчетной, бухгалтерской, аудио, видеоинформации, все скомпоновать и предоставить в копиях и с печатями.

В Фонде Свободы Информации без предупреждения была проведена проверка надзорно-контрольных органов. Впрочем, сотрудники Фонда не были сильно удивлены – в последнее время такие проверки носят массовый характер, как в Санкт-Петербурге, так и в других городах России.

19 марта, Генпрокуратура РФ проводит плановую проверку соблюдения законности в работе некоммерческих организаций (НКО), в том числе финансируемых из-за рубежа, сообщило главное надзорное ведомство во вторник.

15 марта, В Москве сразу в три некоммерческие организации пришли представители прокуратуры Басманного района. Это Центр содействия реформе уголовного правосудие, Фонд «Социальное партнерство» и Российский исследовательский центр по правам человека. Представители прокуратуры предъявили предписание о проверке в рамках законодательства о НКО. За последние несколько дней проверки НКО начались в Пензенской и Ростовской областях, а также в Пермском крае.

14 марта, в Краснодарском крае «состоялись массовые посещения представителями силовых структур некоммерческих организаций», выполнявших в 2012 году социальные проекты за счет российских бюджетных грантов (конкурс поддержки социально ориентированных НКО). В ряде некоммерческих организаций проводились изъятия компьютеров и документов.

11 марта, Генпрокуратура начала масштабную проверку российских некоммерческих организаций (НКО), подключив к ней Минюст и Федеральную налоговую службу. Ведомство интересуют источники финансирования НКО — вплоть до «государственной принадлежности» жертвователей.

5 марта Генпрокуратура начала проверку Московской школы политических исследований.

27 февраля, Налоговая служба проверяет финансовые документы самарской общественной организации «В защиту прав избирателей «Голос». 21 февраля налоговая нагрянула с проверкой в сразу три региональные отделения «Голоса» – в Самаре, Челябинске и Новосибирске.

30 января, американские некоммерческие организации (НКО) National Democratic Institute (NDI) и International Republic Institute (IRI) не только закрыли отделения в РФ, но и вывезли работавших в них россиян за рубеж с семьями. По словам сотрудников, руководство НКО опасалось их политического преследования.

КоммерсантЪ сообщает, что в связи с изменением госполитики в сфере НКО Минэкономразвития оценивает потери этого сектора экономики в 2013 году в 19 млрд руб.

18 января, Из-за закона об иностранных агентах правозащитные организации уже лишились зарубежной помощи, а «доноров» на родине пока не нашли. Ряд старейших НКО, функционирующих в России более 20 лет, с февраля могут прекратить свою работу.

1 января, вступил в силу закон, позволяющий Минюсту приостанавливать работу некоммерческих организаций, если они получают средства от граждан США и участвуют в политической деятельности, а также запрещающий россиянам, имеющим американское гражданство, быть членами или руководителями НКО.